Конфиденциальность под прицелом

Орынша Керим, старший специалист по налогообложению «Делойт»
Старший специалист по налогообложению «Делойт»

Орынша Керим, старший специалист по налогообложению «Делойт»

Усиленные действия в рамках борьбы с теневой экономикой на международном уровне заставляют задуматься, не станет ли конфиденциальность информации непозволительной роскошью для тех, кто под прицелом.

ОЭСР и ЕС намерены вести разрушительную борьбу с теневой экономикой и получают поддержку многих стран.

В 2009 году на Саммите Большой двадцатки (G20) в Лондоне лидеры государств признали прозрачность одной из мер по преодолению последствий финансового кризиса. Существенная работа по обеспечению такой прозрачности уже была проведена и активно продолжается и по сей день.

Изменения в Директиве 2013/34/ЕС

12 апреля 2016 года Еврокомиссия предложила внести изменения в Директиву по бухгалтерскому учету (Директива 2013/34/ЕС). В соответствии с такими изменениями транснациональные компании, действующие на территории ЕС, будут обязаны ежегодно публиковать ключевую информацию о своей деятельности.

Лица, подпадающие под действие

Правила распространяются на транснациональные компании (группы компаний), которые имеют постоянное и активное присутствие в ЕС, с консолидированной годовой выручкой в размере свыше 750 миллионов евро.

Транснациональные материнские компании, распложенные вне ЕС, однако, имеющие дочернюю компанию (средние и крупные предприятия) или филиал в странах ЕС, также будут обязаны раскрывать аналогичную информацию.

Информация, подлежащая раскрытию

Раскрываемая информация включает в себя данные о доходах, начисленных и уплаченных налогах. Она должна быть представлена в консолидированном виде в разрезе стран ЕС и отдельно − по странам с «льготным налогообложением» (по определению Еврокомиссии).

Отчетность также должна включать пояснения при выявлении расхождений между суммами начисленных и уплаченных налогов.

Доступ к информации

Информация подлежит публикации на сайте компаний и должна находиться в открытом доступе не менее пяти лет, а также передаваться в официальный коммерческий реестр ЕС.

Введение в действие

На данном этапе предложение о введении изменений было передано на согласование в Европейский Парламент и Совет ЕС. В случае его утверждения страны-члены ЕС будут обязаны внести соответствующие изменения в национальное законодательство в течение одного года после вступления в силу измененной Директивы 2013/34/ЕС.

Инициатива ОЭСР по межстрановой отчетности

Говоря об обеспечении прозрачности, нельзя не отметить результаты, достигнутые в рамках инициативы ОЭСР по борьбе с размыванием налоговой базы и уклонением от уплаты налогов (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS), которая предусматривает подготовку так называемой межстрановой отчетности (Country-by-Сountry Reporting – CbCR).

Многие страны продолжают закреплять в национальном законодательстве положения о межстрановой отчетности. Согласно таковым, материнские компании транснациональных групп обязаны предоставлять определенную информацию о своей деятельности налоговым органам, тем самым обеспечивая автоматический обмен полученной информацией между налоговыми органами различных юрисдикций.

По состоянию на 12 мая 2016 года 39 стран подписали многостороннее соглашение об автоматическом обмене информацией в рамках CbCR. Казахстан в список этих стран не входит.

Важно подчеркнуть, что меры ОЭСР зачастую сопровождаются технологическими решениями, разработанными для их эффективного внедрения. Так, в целях реализации данной инициативы, в марте 2016 года ОЭСР опубликовала стандартизированный электронный формат для автоматического обмена CbC-отчетов между юрисдикциями – CbC XML Schema.

В 2018 году планируется осуществить первый автоматический обмен информацией в отношении показателей / результатов за 2016 год.

Четвертая Директива по борьбе с отмыванием денег

Не менее важной поправкой Европейского Парламента и Совета ЕС для обеспечения прозрачности является четвертая Директива по борьбе с отмыванием денег.

Согласно Директиве, страны-члены ЕС обязаны утвердить законодательную базу для создания реестров конечных бенефициаров компаний, зарегистрированных на их территории (UBO register), до июня 2017 года.

Лица, подпадающие под действие

Конечным бенефициаром в рамках Директивы признаются физические лица, прямо или косвенно владеющие компаниями, а также юридические лица, имеющие долю не менее 25% в таких компаниях.

Информация, подлежащая раскрытию

Реестр будет содержать такую информацию, как имя, месяц и год рождения, национальность, страна резидентства лиц, которые являются конечными бенефициарами / владельцами компаний в ЕС или трастов (трастовые фонды).

Доступ к информации

Информация будет доступна для определенных лиц, таких как органы власти ЕС (включая налоговые органы), органы финансовой разведки, организации, обязанные проводить проверку (банки, нотариусы и т.д.), а также другие лица только при наличии «законного интереса».

Использование информации для налоговых целей

Директива, нацеленная на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, может также успешно способствовать борьбе с уклонением от уплаты налогов.

К примеру, чтобы применить налоговые льготы (предусмотренные международными соглашениями по избежанию двойного налогообложения), получатель дохода должен являться конечным бенефициаром получаемого пассивного дохода (дивиденды, вознаграждения, роялти).

При наличии доступа к информации о конечных бенефициарах возможности налоговых органов, вероятнее всего, расширятся при определении правомерности применения налоговых льгот, предусмотренных такими соглашениями.

Информация о конечных бенефициарах может также использоваться в целях применения правил контролируемых иностранных компаний и Всеобщего декларирования в Казахстане.

Очевидным является тот факт, что в настоящее время ведутся агрессивные и целенаправленные работы по достижению максимальной прозрачности.

Транснациональные группы, имеющие в своей структуре компании в различных юрисдикциях, будут обязаны раскрывать информацию, что не ограничивает действие вышеупомянутых инициатив в рамках определенных юрисдикций.

Все больше и больше стран поддерживают такого рода инициативы, внедряют соответствующие положения в законодательство, развивают международные связи для обмена информацией.

Начало эпохи глобальной прозрачности остается лишь вопросом времени. Однако важно помнить, что там, где начинается глобальная прозрачность, заканчивается конфиденциальность.

Материалы по теме