О реорганизации КТЖ

Объявили о реорганизации КТЖ и выделении отдельной компании "КТЖ-инфраструктура." Трудно сказать сколько это времени и будет осуществляться, но решение это не просто назревшее, а перезревшее. Делать это надо было лет пятнадцать назад.
Председатель совета директоров VISOR Holding

Объявили о реорганизации КТЖ и выделении отдельной компании "КТЖ-инфраструктура." Трудно сказать сколько это времени и будет осуществляться, но решение это не просто назревшее, а перезревшее. Делать это надо было лет пятнадцать назад.

Вкратце говоря, как оно должно быть устроено. Есть инфраструктура, полотно, рельсы. Это — естественная монополия, такая же как нефтепровод или городская канализация. Вещь убыточная (а особенно в условиях нашей страны с огромными расстояниями), но нужная. Это как аэропорт, которы берет деньги за каждый взлёт и посадку с авиакомпаний, так и за проезд по полотну принято платить, исходя из расстояния и нагрузки на него.

Есть грузовые перевозки, в принципе, выгодный бизнес. Много же что перевозится по железной дороге и на большие расстояния: металлы, руда, зерно, дизельное топливо и ещё много чего. Можно владеть своими вагонами (так многие большие предприятия и делают), а можно арендовать у фирм, владеющими специализированными вагонами. Тут у КТЖ монополии не было, но игроком на рынке она была и будет.

Вагоны мало загрузить, их ещё надо везти. Это, так называемые, услуги "локомотивной тяги." За то что состав проедет определенное количество километров в зависимости от веса и типа груза как в такси надо будет заплатить по счетчику. В условиях монополии в такой бизнес со стороны проникнуть на практике нельзя, а теперь постепенно может и получится.

Есть ещё заведомо убыточные пассажирские перевозки. Здесь есть субсидирование социально важных вещей со стороны государства. До сих пор спорить с монополистом было себе дороже. Если механизм субсидирования будет прозрачен и конкурентен, то и здесь качество услуг могло бы возрасти.

Есть еще другие бизнесы КТЖ, такие как сборка тепловозов и электровозов, ремонт вагонов и т.д. Тут только могу сказать, что это дело полезное, но наверное кто-то другой должен это делать. Люфтганза ведь самолеты не собирает из комплектующих.

В чем смысл изменений? Пока все эти разнонаправленные бизнесы, в той или иной мере связанные с железной дорогой, живут в рамках одной компании — порядка не будет. Всегда доходы одного будут затыкать дырки от убытков другого, концы будут теряться, а деньги куда-то утекать. Полотно должно быть государственным, убыточным, но с минимальным уровнем воровства на капремонтах, транзитных коридорах и т.д. А все остальное — в конкурентной среде.

До этой идеальной картины, нам понятно как до Луны. Но это первый шаг, с которого надо было давно начинать.