Алматы. Платным парковкам быть

Опубликовано (обновлено )
Общественный совет города рассмотрел проект создания «Единой автоматизированной системы платных парковок города Алматы»

Общественный совет города рассмотрел проект создания «Единой автоматизированной системы платных парковок города Алматы». Первая из них в Южной столице появится уже в ближайшие недели в районе Зеленого Базара.

В заседании приняли участие представители различных департаментов и служб акимата города. Своих представителей на общественные слушания делегировали управление земельных отношений города и управление архитектуры и градостроительства, управление пассажирского транспорта, природных ресурсов и регулирования природопользования, а также представители неправительственных организаций, алматинского городского общества инвалидов и широкая общественность.

В ходе общественных слушаний было отмечено, что платные парковки во всем мире используются как инструмент регулирования транспорта и его ограничения в центральных зонах с тем, чтобы оставить как можно больше свободного жизненного пространства жителям больших городов. Как показывает мировой опыт, подобные проекты должны функционировать в рамках единой централизованной системы, охватывающей как сами парковки, так и систему организации движения, взаимодействия с общественным транспортом и службами эвакуации автомобилей.

Проект, разработанный по заданию Акимата города Алматы, был представлен ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис». На данный момент 30% компании принадлежит государству, 70% — частному инвестору ТОО «RR2». Сделка состоялась 5 мая нынешнего года после проведенного в феврале текущего года тендера. Ее сумма составила 130 млн тенге.

При этом, как отметил директор ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» Марат Принбеков, вместе с «Алматы спецтехпаркинг сервис» «RR2» не получила никакого имущества (акимат отдает частной компании только парковочные места), отметив заодно, что задача по внедрению платных парковок не лежит в плоскости зарабатывания денег. Главное здесь – развитие транспортной инфраструктуры города, улучшение экологической ситуации и возможность сделать город более удобным для пешеходов.

Если конкретнее, то ввод в эксплуатацию платных парковок предположительно должен привести к сокращению количества личного автотранспорта, въезжающего в центр города на 25%, снижению количества нарушений ПДД и правил парковки на 65% (за 1 год), увеличению средней скорости транспортного потока на 20%.

Что касается городских властей, то государственная казна помимо налогов от каждой транзакции получит 30% собранных с парковок средств (сами парковки планируется строить, не прибегая к государственному финансированию), а заодно пополнится штрафами за неоплаченную и неправильную парковку.

При этом о какой-либо ответственности за оставленный на парковке транспорт речь не идет («Не питайте иллюзий» — заметил господин Принбеков). Впрочем, если вас так беспокоит сохранность вашего авто, в том же паркомате можно будет отдельно оплатить страховку на время стоянки.

Срок эксплуатации новой системы составит не менее 10 лет. За это время должны окупиться вложенные инвестором средства.

План внедрения системы платных парковок разделен на три части. На первом этапе запланированы 10 площадочных и 56 тротуарных парковок. Вторым этапом станет создание 37 площадочных, 100 тротуарных парковок, а также службы эвакуации, состоящей из двух эвакуаторов и спецстоянки. Третьим этапом должно стать строительство многоуровневых парковок.

Опыт внедрения платных парковок показывает, что оборачиваемость парковочных мест увеличивается в 4 раза, то есть среднее время парковки одного автомобиля с восьми часов сохраняется до двух, а местом, которое ранее занимал один автовладелец, смогут воспользоваться четыре человека. За счет этого, по словам авторов проекта, будет развиваться общественный транспорт, поскольку понимая, что поездка на автомобиле в центр города будет сопровождаться солидными расходами, люди будут пользоваться услугами автобусов, троллейбусов и метро (при этом внятный ответ на вопрос о том, а готова ли система общественного транспорта города к увеличившемуся пассажиропотоку, к сожалению, получить не удалось).

Что касается тарифов, то по заявлению авторов проекта на первом этапе исходя из количества парковочных мест, экономически целесообразной была бы стоимость в 498 тенге за час. Однако с учетом своевременного увеличения парковочных мест было принято решение первоначально остановиться на стоимость в 100 тенге за час.

Впрочем, как заявили авторы проекта, со временем тарифы будут корректироваться. К примеру, на парковках, пользующихся большим спросом, они будут расти. Так, чтобы на парковке в любой момент свободными оставались 15% машиномест.

Кроме того, будут предусмотрены специальные тарифы и абонементы для резидентов (это касается парковок во дворах жилых домов), инвалидов, ветеранов и т.п. Кстати, дворы домов общественный совет предложил оградить от нерезидентов «умными» шлагбаумами (при этом алматинцев успокоили, что для резидентов в ночное время цены на стоянку будут значительно ниже). Соответственно для того, чтобы получить доступ во двор, каждый из жильцов должен будет зарегистрироваться в КСК. Что позволит контролировать не только официально прописанных граждан, но и квартирантов.

Способы оплаты стоянок предполагают полный отказ от приема наличных средств людьми. Для этого предусмотрены паркоматы (экологичные, оснащенные солнечной батареей и, соответственно, не портящие дорожное покрытие города), мобильное приложение, СМС.

Люди же будут использоваться в качестве контроля: группа «пеших инспекторов» будет обходить парковки с персональным комплексом фотофиксации (на основе планшета) каждые 15 минут. Информация автоматически будет передаваться в Единый диспетчерский центр и, если номера автомобиля не окажется в списке оплативших, его владельца ждет штраф.

А поскольку инспекторы будут идти «цепью», то, по словам авторов проекта, дешевле будет все же оплатить парковку, чем договориться с несколькими проверяющими.

Что ж, как мы писали выше, пилотная автоматизированная платная парковка в Алматы появится уже в ближайшие недели в районе Зеленого Базара. А точнее по улице Зенкова от Макатаева до Жибек Жолы. И, как сообщил, Марат Принбеков, на ней будет отрабатываться наиболее подходящая для Алматы модель работы сервиса. О результатах эксперимента можно будет узнать уже через месяц.

Читайте также