USD 336.20 331.20
RUB 5.30 5.32
EUR 368.50 363.50
Валюта бирж
USD/KZT
334.89
+0.004%
EUR/KZT
361.61
-0.004%
RUB/KZT
5.28
+0.000%
EUR/USD
1.06
+0.000%
EUR/CHF
1.08
+0.000%
EUR/JPY
121.55
+0.004%
GBP/USD
1.26
+0.000%
USD/CHF
1.02
+0.000%
USD/JPY
114.4
+0.003%
USD/KZT EUR/KZT RUB/KZT
334.89 361.61 5.28
+0.004% -0.004% +0.000%
Рынки
Нефть Brent
53.93
+0.001%
Нефть WTI
51.86
-0.000%
Золото
1169.8
-0.002%
Серебро
15.16
-0.005%
Платина
979
+0.015%
Никель
116.52
+0.023%
Алюминий
1600.25
-0.007%
Пшеница
406.75
-0.004%
Зерно
364.5
-0.006%
Жилье Алматы
1070
+0.017%
Жилье Астана
995
-0.007%
Нефть Brent Нефть WTI Золото
53.93 51.86 1169.8
+0.001% -0.000% -0.002%
Индексы
KASE
1372.88
+0.004%
Dow Jones
19614.8
+0.003%
Nasdaq
5417.36
+0.004%
FTSE 100
6931.55
+0.004%
S&P 500
2246.19
+0.002%
MICEX
2215.2
+0.004%
RTS
1102.08
+0.004%
DAX
11185.8
+0.018%
CAC 40
4742.14
+0.010%
Hang Seng
22673.2
-0.008%
Nikkei 225
18996.4
+0.012%
SCI300
3493.7
+0.007%
Ibovespa
60672
-0.012%
BSE Sensex
26765.7
+0.003%
FTSE/JSE
50344.6
-0.004%
KASE Dow Jones Nasdaq
1372.88 19614.8 5417.36
+0.004% +0.003% +0.004%

АЛЕКСАНДР ИДРИСОВ, АЛЕКСЕЙ ПРАЗДНИЧНЫХ: «Если ты не развиваешься и все время стоишь на одном месте, значит, кто-то тебя опережает»

24.10.2013 10:49   2464   0 Автор: Аскар МУМИНОВ, Ирина ДОРОХОВА

Разработка второй Программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана (на 2015–2019 годы) актуализировала ряд вопросов, связанных с наличием в стране реальных механизмов для качественного рывка, а также дала возможность поговорить о том, какие проблемы и провалы были в рамках первой программы и удастся ли их избежать при реализации новой концепции в рамках второй пятилетки. Все их kursiv.kz переадресовал двум разработчикам программы: управляющему партнеру Strategy Partners Александру Идрисову и руководителю практики «Государственные и некоммерческие организации» в Strategy Partners Алексею Праздничных.

– При презентации второй программы индустриально-инновационного развития отмечалось, что государство концентрируется в рамках второй ПФИИР лишь на отдельных областях. Это связано с отсутствием денег?

А. П.: Начнем с того, что у государства действительно ограничены ресурсы. Поэтому как бизнес выбирает приоритеты, так и государство выбирает наиболее важные направления для развития, концентрируясь на тех областях, где будет максимальная отдача. При этом предлагается достаточно гибкий подход: 20% бюджета развития может быть направлено на поддержку компаний и из других секторов. Критериями отбора должны стать высокая производительность, существенная доля экспорта продукции или услуг, а также эффективность государственной поддержки.

– Александр, а как Вы видите проблемы финансирования ПФИИР и пути решения проблемы?

А. И.: Мы обнаружили, что финансирование ПФИИР было несбалансированным, поэтому в новой пятилетке вопрос финансирования пересмотрен. Деньги станут выделяться на точечные программы. В новой программе для каждой категории секторов будут определены конкретные меры поддержки. Для крупных компаний предполагается субсидирование ставок по кредитам. Также предусмотрено создание кластерной инфраструктуры: это будет огромная территория, на которой десятки компаний производят и реализуют свою продукцию, для этого создаются специальные условия. Для малого и среднего бизнеса предусмотрена прицельная и всеохватывающая поддержка властей, так как сегодня у малых компаний появляется возможность зарабатывать достаточно много денег и встраиваться в глобальные цепочки. Если говорить об инновационных секторах, то они нуждаются в первую очередь в экспертизе, в оценке рисков, в проработке и создании программ венчурного финансирования. Все это к 2020 году должно привести почти к двукратному росту производительности.

– О каких именно инновациях идет речь? Инновации – это же не отрасль.

А. И.: Теперь инновационная деятельность будет поддерживаться во всех секторах, но в особенности – в нефтегазовом. Надо понимать, что инновации – это не знания, это превращение знаний в деньги, поэтому необходимо встраивать современные инновационные разработки в работающие бизнес-модели. Учитывать, что нам придется теперь все больше конкурировать на рынках как соседних стран, так и в глобальном масштабе. Также нужно усилить фокус на прямые иностранные инвестиции и развитие частного капитала. К сожалению, рынка капитала как такового пока в Казахстане нет.

– Почему?

А. И.: Сегодня для инвестора встает вопрос не только как войти в казахстанский бизнес, но и как из него выйти. Механизмов выхода нет. Этот момент тоже нужно прорабатывать, чтобы иностранцы приходили и понимали правила игры. Частные компании не имеют конечной стратегии выхода, они больше ориентируются на госфинансирование, чем на иностранные инвестиции, им легче получить госдотации. Поэтому в новой программе и предусмотрено сокращение госфинансирования и переход на косвенные меры гос-поддержки. В частности – предоставление равного доступа всех компаний к ресурсам, инфраструктуре. Одна из главных задач второй пятилетки – это ориентация на частный капитал. Но чтобы частный сектор был привлекателен, нужно развивать корпоративное управление, увеличивать прозрачность компаний.

– Да, но частный инвестор очень осторожен, ибо рискует своими деньгами. Не произойдет ли так, что частные инвестиции все-таки не восполнят пробел, который останется после ухода государства? И не свидетельствует ли в целом эта ситуация о низкой конкурентоспособности казахстанского производства?

А. П.: Когда в программе говорится о снижении доли государственного финансирования, то речь идет о том, что государство должно «приходить» со своими деньгами в самую последнюю очередь. Необходимо сконцентрироваться на развитии финансового сектора, чтобы он мог экономически поддерживать привлекательные проекты, а государство будет оказывать финансовую поддержку только тогда, когда все другие инструменты не сработают. Этот принцип должен работать даже в инфраструктурных секторах. Например, вам нужно построить дорогу от точки «А» до точки «Б». Сначала нужно продумать: а можно ли эту дорогу сделать платной, чтобы вернуть деньги, заложенные в ее строительство? Можно ли привлечь деньги частных инвесторов? Если на все эти вопросы ответ будет отрицательным, тогда придет государство. К сожалению, в настоящее время часто бизнесу легче обратиться к государству, чем идти в банки за кредитами.

– В Казахстане нет венчурного рынка, его нужно создавать, сложности с работой биржевых механизмов тоже наблюдаются. Как эти проблемы будут решаться в рамках второй Программы ФИИР?

А. П.: Давайте определимся, что венчурный рынок в мире изначально появился как инструмент коммерциализации идей. Чтобы создать новые идеи, нужно тратить миллиарды и миллиарды долларов на научные исследования. Это по силам очень ограниченному количеству стран. Венчурная индустрия возможна там, где есть весьма хорошая и развитая база – как интеллектуальная, так и финансовая. Поэтому давайте подходить более реалистично. Скажем откровенно, венчурные инвестиции – это сегодня не проблема Казахстана. Куда важнее решить вопрос с кредитами для малого и среднего бизнеса. Конечно, в рамках второй программы будет уделено внимание и биржевому сектору, и развитию соответствующих механизмов, но тут надо отметить, что нужно в целом осуществить оздоровление всего финансового сектора. Потом, смотрите, программа, которая будет запущена в 2015 году, разрабатывается за полтора года до старта. На моей памяти это происходит в Казахстане впервые. Вспомните первую программу, она принималась буквально за несколько месяцев. В любом случае у нас есть значительный запас времени для обсуждения, внесения новых предложений и доработок.

– Какие стратегические модели можно прорабатывать, чтобы Казахстан был квалифицированной страной с точки зрения наличия кадров?

А. П.: Надо откровенно признать, что с кадрами в Казахстане есть проблемы, международные компании жалуются, да и местные тоже. Переподготовка кадров будет играть все более важную роль. Казахстан – достаточно открытая страна, и многие иностранцы, которые у нас работают, это подчеркивают, однако встает вопрос о привлечении большего числа талантливых людей из-за рубежа. Нам надо работать над этим вопросом, создавать такие условия, чтобы иностранные специалисты чувствовали себя защищенными, хотели к нам приезжать. Для этого нужно повышать и узнаваемость государства, и его международный имидж. Конечно, при всем этом нельзя забывать и о развитии местной системы образования. Сейчас в РК, например, в системе среднего и среднего технического образования наметились заметные сдвиги, но в системе высшего образования пока остаются существенные возможности для улучшений. Да и потом, нельзя забывать, что в Казахстан возвращается все больше людей, которые обучались за рубежом, причем их число довольно значительное. Это уникальный резерв.

– Особое внимание в программе уделено экспортным поставкам, а в качестве приоритетного выбран местный макрорегион. Получается, что мы не ориентируемся, например, на страны Запада, Латинской Америки. А выбрали лишь ближайших соседей, то есть страны ТС, Кавказ и Турцию. А, собственно говоря, что мы можем им экспортировать, ведь у нас достаточно схожая линейка товаров?

А. П.: Экспортировать проще туда, где ожидается более быстрый рост рынка. Динамика рынка является существенным фактором, который учитывается при оценке привлекательности макрорегиона в целом и отдельных стран в частности. Торговля развивается стадиально: сначала нужно научиться торговать на рынках, которые близки географически, там, где понятные условия и предпочтения покупателей, а потом можно расширяться далее. Например, если брать автомобилестроение, то наш экспорт в основном будет ориентирован на ТС, а не на рынки Европейского союза, потому что предпочтения потребителей этих рынков понятны и близки казахстанцам.

– О прозрачности. Если, к примеру, зайти на сайт МИНТа и попытаться найти документы по ПФИИР, то сделать это достаточно сложно. Очень часто бизнесмены просто не знают, где черпать соответствующую информацию...

А. П.: Это, безусловно, проблема, но могу сказать, что здесь нет злого умысла. Надо понимать, что программа принималась давно, накопилось много технических проблем, в том числе связанных со сбором необходимых данных. Поэтому сложно было вытащить информацию не только сторонним людям, но и даже нам, разработчикам программы, которые в это погружены. Конечно, в рамках второй программы все эти замечания будут учтены. Но вы и сами понимаете, что нельзя с нуля сразу создать идеальный продукт. Развитие – это последовательный процесс, очень сложно получить все и сразу. 

А. И.: Должен возникнуть и культурный феномен: людям необходимо начать понимать, что им важнее расти. Для этого нужно предложить какие-то новые формы для привлечения частных средств. Например, создавать фонды с полугосударственным финансированием. Кстати, знаете, чем Казахстан отличается в этом плане от других стран?

– Чем?

– Здесь говорят и делают. Если не получается, идут и делают снова. Сегодня можно сказать, что программа ФИИР состоялась, удалось добиться даже того, что не планировалось. К примеру, рост производительности в планах был на уровне 20%, а мы видим 60%. Были созданы правильные институты рынка, и даже в кризис удалось удержать экономические показатели в запланированных пределах. Все страны, которые поставили на индустриализацию, смогли пробить потолок средних доходов, к этому стремится и Казахстан, и уже в следующем году мы попадем в эту категорию государств. Главное – не застрять надолго в этой категории, как это произошло, например, с Бразилией.

– Чем это опасно?

 

– Если ты не развиваешься и все время стоишь на одном месте, значит, кто-то тебя опережает.

Высказать свое мнение
Вопрос дня
В Казахстане планируется проведение амнистии осужденных в связи с 25-летием Независимости РК. Предположительно под амнистию попадут 30 тыс. человек. Как Вы это оцениваете?
  • 1. Положительно – нужно прощать людям их ошибки

  • 2. Положительно – сократятся расходы на содержание заключенных

  • 3. Отрицательно – увеличится количество потенциальных преступников

  • 4. Отрицательно – увеличится количество безработных

  • 5. Мне все равно

  • 1. Положительно – нужно прощать людям их ошибки
    244

  • 2. Положительно – сократятся расходы на содержание заключенных
    138

  • 3. Отрицательно – увеличится количество потенциальных преступников
    415

  • 4. Отрицательно – увеличится количество безработных
    82

  • 5. Мне все равно
    28

Цифра дня
1
млн тонн нефти
планируется добыть до конца текущего года на месторождении Кашаган
Цитата дня
Предложение Главы государства провести амнистию является актом милосердия и актом гуманизма, проявлением Президентом страны доброй воли и доверия по отношению к нашим гражданам, преступившим закон
Нурлан Нигматулин
Председатель Мажилиса Парламента РК
Курсивъ в соцсетях
Новости партнеров
Loading...
Система Orphus
Войти на сайт
Через соц. сети:
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Ваша оценка принята. Подождите...
Подождите...
Запись добавлена в избранное