Правительство берет под контроль иностранное финансирование

Опубликовано
С 11 октября 2016 года все физические лица и юридические лица будут обязаны уведомлять налоговые органы о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций и иностранных граждан
В октябре текущего года вступает в силу закон, согласно которому лица, заключившие сделки о получении денег или иного имущества от иностранных источников, будут обязаны уведомлять и предоставлять сведения об этом в органы государственных доходов. Правда, это новшество касается не всех лиц и в отношении только определенных услуг, оказываемых на территории Казахстана. О том, за какие услуги казахстанцы будут отчитываться перед государственными органами и не нарушает ли закон права частных лиц в интервью «Къ» рассказал партнер юридической фирмы «Саят Жолши и Партнеры» Кайрат Серикпаев.
— Кайрат Сагандыкович, скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете этот закон? Позволит ли он обезопасить информационное пространство Казахстана, как утверждает правительство?
— Новый Закон «О платежах и платежных системах» от 26 июля 2016 года пришел на замену Закону «О платежах и переводах денег» от 29 июня 1998 года. Для банковского мира этот закон привнес много нововведений, которые копились, прорабатывались и ждали своего часа годами.
Новым законом, в частности, внедряется системный подход к платежам и переводам денег с учетом международных стандартов и международной практики, определена компетенция Национального банка РК и закрепляются основы государственного контроля за платежными системами и поставщиками платежных услуг. Банки и другие финансовые организации в части оказания услуг по платежам и расчетам рассматриваются по новому закону как операторы платежных систем, что потребует от них регистрации, изменения внутренней политики и документов.
Мы же рассматриваем этот закон не только как изменения по осуществлению платежей, но и как часть изменений законодательства о противодействии отмыванию доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма, инициированных Правительством РК и Национальным банком РК в последнее время и принятых Парламентом РК в этот же день. Изменения для бизнеса весьма ощутимые и могут претендовать на звание тихой революции в осуществлении платежей и денежных переводов.
Одним из существенных изменений, на которые нужно обратить внимание это появление требования отчетности по международным переводам и расходованию полученных средств. С 11 октября 2016 года все физические лица и юридические лица, будут обязаны уведомлять налоговые органы о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций и иностранных граждан в размере, превышающем установленный государственными органами размер, в случае если деньги или иное имущество получены
— за оказание юридической помощи и консультирование;
— некоммерческое изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов, а также распространение и размещение их результатов;
— некоммерческий сбор, анализ и распространение информации.
Помимо сведений о получении денег и иного имущества все налогоплательщики будут обязаны представлять в налоговые органы данные о расходовании полученных денег. Все собранные сведения будут храниться в специально созданной базе данных Комитета государственных доходов РК.
Минимальные суммы, о которых следует сообщать в налоговые органы, а также порядок, сроки и формы отчетности, будут определяться в ближайшее время, скорее всего, Министерством финансов РК. Следует упомянуть, что есть определенные категории лиц, которые не будут обязаны сообщать о получении и расходовании денег и иного имущества. Из частного сектора это банки, адвокаты, нотариусы, крупные налогоплательщики, частные судебные исполнители, оценщики, аудиторы и другие лица. Также не требуется представлять отчеты, например, по деньгам, полученным за лечение, по внешнеторговым и инвестиционным контрактам, услугам почтовой связи и некоторым другим услугам.
Применительно к безопасности или защиты информационного пространства и если речь идет об обеспечении государственной безопасности и народа, то по Конституции РК Парламент РК вправе издавать законы, касающиеся обеспечения обороны и безопасности государства. У меня, как и всех граждан Казахстана, есть понимание, что с международным и внутренним терроризмом в условиях сегодняшних реалий нужно бороться более активно. По причине недавних событий в стране народ вправе ожидать решительных действий со стороны Правительства РК.
В то же время, вызывают вопросы обоснованности принятия новых законов в части отчетности по международным переводам. В связи с этим, хотелось бы также до принятия этих законов увидеть обоснования и статистику, подтверждающие причинно-следственную связь между международными платежами и имевшими место в Казахстане террористическими актами или распространением религиозного экстремизма в республике. Согласно ст. 18 Конституции РК, «Государственные органы и должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации».
В отсутствии источников информации и внятной обоснованности нет уверенности в том, что принятые меры направлены на борьбу с терроризмом, а не на какие-то иные цели. В дилемме между принимаемыми антитеррористическими мерами и ограничениями для бизнеса и людей, на мой взгляд, государству следует, в первую очередь, учитывать конституционные права человека, не создавать риска для нарушения конституционных прав и свобод и обеспечивать, как это предусмотрено в Предпринимательском кодексе РК, «минимальную объективную необходимую нагрузку на субъектов предпринимательства».
То есть, прежде чем говорить об информационной безопасности в целях обеспечения государственной безопасности и народа, мы должны понимать для каких целей принимаются те или иные ограничения.
— Не нарушает ли он права человека на конфиденциальность источников доходов человека?
— В Конституции РК и законах Казахстана не закрепляются отдельно права человека на конфиденциальность источников доходов, но существуют и закреплены понятия коммерческой тайны, налоговой тайны и защиты персональных данных. Коммерческая тайна определяется в законе, если вкратце, как информация, имеющая действительную и потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Физические лица и предприятия самостоятельно определяют, какого рода информация является для них коммерческой тайной.
По общему правилу запрещается разглашать коммерческую тайну без согласия лица, но правила закона таковы, что государство путем принятия закона вправе признать ту или иную информацию не являющейся коммерческой тайной.
Также, если представление государственным органам информации, содержащей коммерческую тайну, требуется законом, то субъект обязан ее представлять. В данном случае мы имеем дело как раз с таким случаем, когда государство путем принятия закона требует от своих граждан и казахстанских юридических лиц сообщать сведения, которые могут являться коммерческой тайной для того или иного лица.
Что касается налоговой тайны, то таковыми по Налоговому кодексу рассматриваются любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений которые указаны в Налоговом кодексе. Законодатель при принятии изменений в Налоговый кодекс в июле этого года исключил из списка налоговой тайны, запрашиваемые и представляемые сведения о получении и расходовании денег и иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций и иностранных граждан.
Некоторые из представляемых сведений могут быть отнесены, хотя и небесспорно, к персональным данным, которые охраняются законом и не подлежат разглашению без согласия субъекта. К примеру, сведения о том, каким образом и на что физическое лицо тратит свои заработанные деньги.
В законе о персональных данных и их защите есть ряд случаев, когда сбор, обработка персональных данных производятся без согласия субъекта. Одним из таких случаев является неисполнение субъектом своих обязанностей по представлению персональных данных в соответствии с законами Республики Казахстан. То есть, опять же получается, что если законом предусмотрено представление персональных данных государственным органам то, любое лицо обязано представить такие данные.
Таким образом, несмотря на личный и коммерческий характер информации, формально, мы не усматриваем в требовании их представления нарушения закона и, соответственно, прав человека.
— Какую ответственность понесет человек, если не предоставит нужную информацию?
— Законом о внесении изменений в различные законодательные акты, принятым 26 июля этого года, также внесены изменения в Кодекса об административных правонарушениях РК, которым введены ряд новых статей об административном правонарушении.
За неуведомление в положенные сроки органов государственных доходов о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, а также непредставление или несвоевременное представление сведений об их получении и расходовании, применяется штраф на физических лиц в размере 50, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере 100, на субъектов среднего предпринимательства — в размере 200, на субъектов крупного предпринимательства — в размере 350 месячных расчетных показателей.
За представление недостоверных или заведомо ложных сведений с физических лиц взыскивается штраф 100 МРП, с субъектов среднего предпринимательства — 400 МРП, с субъектов крупного предпринимательства — в размере 700 МРП с приостановлением деятельности.
— Не кажется ли вам, что закон достаточно легко будет обойти? Например, отправляя денежные средства в виде материальной помощи от якобы "родственников" и другими способами?
— Кроме Налогового кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, законом о внесении изменений в различные законодательные акты от 26 июля 2016 года внесены изменения и в ряд других законов, которые в совокупности призваны обеспечить полноценный контроль за движением денег и международными платежами.
В частности, дополнены и ужесточены требования для банков как субъектов финансового мониторинга по законодательству о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Например, по новым правилам банк будет вправе под страхом сурового наказания приостанавливать операции или отказывать в открытии счетов или в переводе денег.
В настоящее время Национальный банк РК и Министерство финансов РК готовят ряд изменений и новых постановлений, в целях реализации принятых решений. Похоже на то, что все эти меры не дадут так просто обходить законы. Многие подозрительные операции будут подлежать тщательному контролю и проверке банковскими и почтовыми служащими.
Читайте также