Гособоронторг не уместен

Опубликовано
В правительстве Казахстана не видят противоречий между новым ЗРК «О государственных закупках» и обязательствами страны в рамках договора о ЕАЭС

В правительстве Казахстана не видят противоречий между новым ЗРК «О государственных закупках» и обязательствами страны в рамках договора о ЕАЭС. Ранее Министерство экономики РФ обвинило своих казахстанских коллег в ограничении доступа поставщиков из ЕАЭС к закупкам в рамках гособоронзаказа РК. В ЕЭК «Къ» заявили, что союзным договором предусмотрены изъятия для каждой страны в части гособоронзаказа.

Напомним, 21 апреля газета «КомерсантЪ» со ссылкой на Министерство экономики РФ сообщило о направлении официальной ноты в правительство Казахстана и Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) с требованием консультаций по поводу ограничений, введенных Казахстаном.

Согласно данным российской стороны, новый ЗРК «О государственных закупках» ограничивает участие поставщиков из стран ЕАЭС в закупках ТРУ по линии продукции двойного назначения и «открытой» части гособоронзаказа. Более того, подобные ограничения противоречат нормам договора о создании ЕАЭС.

Как прокомментировали «Къ» в Министерстве обороны Казахстана, «разработка стратегических и программных документов, а точнее методологическое руководство и межотраслевая координация в сфере государственных закупок, осуществляется Министерством финансов РК».

В Минфине «Къ» пояснили, что в соответствии с приложением № 25 к договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года имеется национальный режим, который предусматривает обеспечение каждым государством – членом союза равного доступа потенциальных поставщиков из стран экономического союза к государственным закупкам.

Вместе с тем в соответствии с подпунктом 7 статьи 1 ЗРК «О государственных закупках» указанный закон не распространяется на отношения, связанные с приобретением товаров (продукции), работ и услуг военного и двойного назначения (применения), входящих в состав гособоронзаказа, подчеркнули в ведомстве.

«Таким образом, приобретение товаров, работ и услуг для целей государственного оборонного заказа не регулируется национальным законодательством о государственных закупках и договором о ЕАЭС (ст. 88 «Государственные (муниципальные) закупки»)», – говориться в официальном ответе на запрос «Къ».

Говоря о противоречии с обязательствами в рамках ЕАЭС, в ведомстве отметили, что ЗРК «О государственных закупках» разработан с учетом лучшего международного опыта. В его основу легли положения Типового закона о публичных закупках ООН (ЮНСИТРАЛ) и нормы договора о ЕАЭС.

«Договором (о создании ЕАЭС) заложены изъятия. Речь идет о том, что оборонительная часть имеет секретную часть, в связи с чем при подготовке самого договора сразу был предусмотрен этот вопрос. То есть что страны-члены в части обороны могут закрывать свои государственные закупки», – рассказывает «Къ» замдиректора департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК Даурен Жандарбек.

Причем, добавляет он, такое право вводить изъятие, если она имеет соответствующую государственную секретность, есть у всех государств – членов ЕАЭС.

«В части гособоронзаказа есть открытая и закрытая части. Несекретная часть должна быть открытой. В данном случае, когда у одних стран появляются претензии к другим, которые, на их взгляд, закрывают доступ, предусмотрена процедура консультаций. По инициативе тех стран, которые считают, что их права ущемлены. Подается уведомление в ЕЭК о проведении консультаций», – продолжает Даурен Жаксыбек.

Далее ЕЭК проводит консультации с уполномоченными органами на предмет, относится ли это к изъятиям или нет. По результатам либо принимается решение о добровольном снятии ограничений, либо ЕЭК принимает решение о необходимости снять соответствующие изъятия, подчеркнул собеседник.

Однако «таких уведомлений, именно по оборонной части, к нам не поступало», резюмировал представитель ЕЭК.

Читайте также