USD 328.00 328.60
RUB 5.34 5.38
EUR 405.30 406.40
Валюта бирж
USD/KZT
332.57
+0.000%
EUR/KZT
387.71
+0.000%
RUB/KZT
5.61
+0.000%
EUR/USD
387.71
+0.000%
EUR/CHF
387.71
+0.000%
EUR/JPY
387.71
+0.000%
GBP/USD
437.26
+0.000%
USD/CHF
332.57
+0.000%
USD/JPY
332.57
+0.000%
USD/KZT EUR/KZT RUB/KZT
332.57 387.71 5.61
+0.000% +0.000% +0.000%
Рынки
Нефть Brent
60.44
-0.008%
Нефть WTI
54.26
-0.002%
Золото
1276.7
+0.005%
Серебро
15.16
-0.005%
Платина
979
+0.015%
Никель
115.83
-0.015%
Алюминий
1600.25
-0.007%
Пшеница
417.25
+0.002%
Зерно
364.5
-0.006%
Жилье Алматы
1044
-0.003%
Жилье Астана
945
+0.000%
Нефть Brent Нефть WTI Золото
60.44 54.26 1276.7
-0.008% -0.002% +0.005%
Индексы
KASE
1380.46
+0.003%
Dow Jones
19796.4
+0.002%
Nasdaq
5412.54
-0.006%
FTSE 100
6890.42
-0.009%
S&P 500
2256.96
-0.001%
MICEX
2224.61
+0.007%
RTS
1145.98
+0.031%
DAX
11184.5
-0.002%
CAC 40
4760.77
-0.001%
Hang Seng
22410.2
-0.016%
Nikkei 225
19155
+0.008%
SCI300
3409.18
-0.025%
Ibovespa
59047
-0.025%
BSE Sensex
26515.2
-0.009%
FTSE/JSE
50527.9
-0.007%
KASE Dow Jones Nasdaq
1380.46 19796.4 5412.54
+0.003% +0.002% -0.006%
Еще раз о бонусе коммерческого обнаружения
13.04.2017 16:45   2698   0 Эксперт: Талгат Сарсембаев

Автор: Талгат Сарсембаев, менеджер департамента налогов и права, «Делойт»

В свете усилий, прилагаемых Казахстаном для привлечения инвесторов в морские проекты и месторождения с глубоким залеганием углеводородного сырья, есть предлагаемые Правительством РК изменения, на которые стоит обратить особое внимание.

К примеру, отмена бонуса коммерческого обнаружения. Этот позитивный с точки зрения существующих и будущих инвесторов шаг, возможно, станет началом положительных нововведений в законодательстве в данном направлении, а также в области текущей фискальной практики по бонусу коммерческого обнаружения.

В прошлом налогоплательщики неоднократно отмечали, что бонус коммерческого обнаружения, по сути, является для инвестора своего рода «наказанием за успех». Геологическое изучение, разведка, оценка и обустройство месторождений полезных ископаемых обычно влечет значительные капитальные затраты и влияет на сроки окупаемости проекта, а длительные периоды низких цен на полезные ископаемые ставят под угрозу окупаемость проекта и его целесообразность в целом. При этом, еще даже толком не начав разработку месторождения, инвесторы обязаны производить в бюджет «предоплату» налогов в виде бонуса в размере 0,1% от текущей рыночной стоимости утвержденного объема запасов полезных ископаемых.

На первый взгляд, ставка 0,1% кажется не такой уж и высокой. Однако, в случаях, когда объемы утверждаемых запасов являются значительными, сумма бонуса тоже может оказаться высокой. Так, на пике мировых цен на нефть в середине 2014 года, сумма бонуса на утверждаемый объем запасов нефти в размере 10 миллионов тонн могла превысить 8 миллионов долл. США. К тому же, данную сумму следовало уплатить в бюджет не позднее 90 календарных дней с даты утверждения запасов или подписания контракта на добычу.

Отдельно стоит остановиться на неясностях текущего налогового законодательства в части определения объекта налогообложения и налоговой базы по бонусу коммерческого обнаружения.

Как известно, при утверждении государственной комиссией запасы подразделяются на категории и группы в зависимости от степени изученности и освоения, и прочих параметров. В тоже время, если в отношении запасов углеводородного сырья объектом обложения является стоимость извлекаемых запасов, то в отношении твердых полезных ископаемых нет явного ограничения, устанавливающего, что налогообложению подлежит только извлекаемая часть запасов. Соответственно, инвестору может быть вменена в обязанность уплата бонуса в отношении всего утвержденного объема запасов твердых полезных ископаемых, независимо от того, являются они извлекаемыми в течение срока действия контракта на добычу или вообще.

Отмечу, что со второй половины 2014 года в различных судебных инстанциях рассматривались налоговые споры крупных налогоплательщиков в отношении доначисления бонуса коммерческого обнаружения по результатам налоговой проверки. По мнению проверяющих, бонус должен был уплачиваться в отношении любого прироста объема утвержденных запасов независимо от оснований, вызвавших такой прирост.

При этом, ввиду некоторых нестыковок понятийного аппарата в налоговом законодательстве и законодательстве о недрах и недропользовании, споры в судах шли в основном об установлении значения таких понятий как «коммерческое обнаружение», «дополнительная разведка», и т.д.

Несмотря на отрицательные результаты судебных тяжб для налогоплательщиков, можно выделить и некоторые условно позитивные моменты, последовавшие за этим.

Так, с целью устранения возможностей различной трактовки положений налогового законодательства в части исчисления бонуса, не дожидаясь окончания судебных тяжб фискальные органы пролоббировали уточняющие изменения в налоговое законодательство и законодательство о недрах и недропользовании. В частности, Законом РК от 30 ноября 2016 года № 26-IV, в Налоговый кодекс и Закон РК «О недрах и недропользовании» были внесены уточняющие изменения в понятийный аппарат, с одновременным уточнением (расширением) объекта налогообложения и налоговой базы по бонусу коммерческого обнаружения.

Таким образом, с 1 января 2017 года бонус коммерческого обнаружения де-юре подлежит уплате в отношении любого прироста утвержденных запасов полезных ископаемых, независимо от оснований, повлекших данный прирост. В целом, следует отметить, что неясности в части определения объекта налогообложения и налоговой базы были устранены лишь частично.

Как видно из вышеизложенного, в отношении отдельных вопросов практика трактовки неясностей и неопределенностей в налоговом законодательстве в пользу фискальных органов, с последующим «узакониванием» позиции фискальных органов (де-факто с обратной силой), продолжает иметь место. И пример бонуса коммерческого обнаружения является лишь одним из ряда таких случаев.

К сожалению, текущая фискальная политика, вкупе с постоянными изменениями налогового законодательства, вряд ли будет способствовать повышению привлекательности Казахстана в глазах потенциальных инвесторов. В целом, отмена бонуса коммерческого обнаружения представляется позитивным шагом на пути улучшения инвестиционного климата Казахстана, хотя и является свидетельством отсутствия единой позиции и координации между различными органами власти в части фискальной политики государства.

Высказать свое мнение
Вопрос дня
В России заблокировали Telegram. Как Вы думаете, произойдет ли у нас то же самое?
  • Да, этот мессенджер мешает в борьбе против терроризма и экстремизма

  • Скорее всего, так как казахстанская власть захочет поддержать российскую

  • Нет, Telegram не нарушает законы Казахстана

  • Не знаю, так как использую другие мессенджеры

  • Да, этот мессенджер мешает в борьбе против терроризма и экстремизма
    103

  • Скорее всего, так как казахстанская власть захочет поддержать российскую
    113

  • Нет, Telegram не нарушает законы Казахстана
    135

  • Не знаю, так как использую другие мессенджеры
    95

Цифра дня
Более 5 млн
мигрантов
въехало в Казахстан за последние 3 года
Цитата дня
Мне непонятно, в последнее время каждого председателя Нацбанка, который непосредственно подчинен президенту и есть закон соответствующий, и каждого министра депутаты стали приглашать и "ставить на ковер". Так не должно быть. Надо прекратить такую работу, это неправильно. Мы никогда так не работали
Нурсултан Назарбаев
Президент Республики Казахстан
Новости партнеров
Loading...

Система Orphus
Войти на сайт
Через соц. сети:
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Ваша оценка принята. Подождите...
Подождите...
Запись добавлена в избранное