USD 320.20 320.50
RUB 5.53 5.55
EUR 357.50 358.00
Валюта бирж
USD/KZT
327.63
-0.004%
EUR/KZT
365.73
-0.006%
RUB/KZT
5.48
-0.002%
EUR/USD
365.73
-0.006%
EUR/CHF
365.73
-0.006%
EUR/JPY
365.73
-0.006%
GBP/USD
414.91
-0.007%
USD/CHF
327.63
-0.004%
USD/JPY
327.63
-0.004%
USD/KZT EUR/KZT RUB/KZT
327.63 365.73 5.48
-0.004% -0.006% -0.002%
Рынки
Нефть Brent
44.84
+0.000%
Нефть WTI
42.85
+0.007%
Золото
1253.5
+0.006%
Серебро
15.16
-0.005%
Платина
979
+0.015%
Никель
115.83
-0.015%
Алюминий
1600.25
-0.007%
Пшеница
417.25
+0.002%
Зерно
364.5
-0.006%
Жилье Алматы
1080
+0.000%
Жилье Астана
1002
-0.001%
Нефть Brent Нефть WTI Золото
44.84 42.85 1253.5
+0.000% +0.007% +0.006%
Индексы
KASE
1380.46
+0.003%
Dow Jones
19796.4
+0.002%
Nasdaq
5412.54
-0.006%
FTSE 100
6890.42
-0.009%
S&P 500
2256.96
-0.001%
MICEX
2224.61
+0.007%
RTS
1145.98
+0.031%
DAX
11184.5
-0.002%
CAC 40
4760.77
-0.001%
Hang Seng
22410.2
-0.016%
Nikkei 225
19155
+0.008%
SCI300
3409.18
-0.025%
Ibovespa
59047
-0.025%
BSE Sensex
26515.2
-0.009%
FTSE/JSE
50527.9
-0.007%
KASE Dow Jones Nasdaq
1380.46 19796.4 5412.54
+0.003% +0.002% -0.006%
Еще раз о бонусе коммерческого обнаружения
13.04.2017 16:45   1605   0 Эксперт: Талгат Сарсембаев

Автор: Талгат Сарсембаев, менеджер департамента налогов и права, «Делойт»

В свете усилий, прилагаемых Казахстаном для привлечения инвесторов в морские проекты и месторождения с глубоким залеганием углеводородного сырья, есть предлагаемые Правительством РК изменения, на которые стоит обратить особое внимание.

К примеру, отмена бонуса коммерческого обнаружения. Этот позитивный с точки зрения существующих и будущих инвесторов шаг, возможно, станет началом положительных нововведений в законодательстве в данном направлении, а также в области текущей фискальной практики по бонусу коммерческого обнаружения.

В прошлом налогоплательщики неоднократно отмечали, что бонус коммерческого обнаружения, по сути, является для инвестора своего рода «наказанием за успех». Геологическое изучение, разведка, оценка и обустройство месторождений полезных ископаемых обычно влечет значительные капитальные затраты и влияет на сроки окупаемости проекта, а длительные периоды низких цен на полезные ископаемые ставят под угрозу окупаемость проекта и его целесообразность в целом. При этом, еще даже толком не начав разработку месторождения, инвесторы обязаны производить в бюджет «предоплату» налогов в виде бонуса в размере 0,1% от текущей рыночной стоимости утвержденного объема запасов полезных ископаемых.

На первый взгляд, ставка 0,1% кажется не такой уж и высокой. Однако, в случаях, когда объемы утверждаемых запасов являются значительными, сумма бонуса тоже может оказаться высокой. Так, на пике мировых цен на нефть в середине 2014 года, сумма бонуса на утверждаемый объем запасов нефти в размере 10 миллионов тонн могла превысить 8 миллионов долл. США. К тому же, данную сумму следовало уплатить в бюджет не позднее 90 календарных дней с даты утверждения запасов или подписания контракта на добычу.

Отдельно стоит остановиться на неясностях текущего налогового законодательства в части определения объекта налогообложения и налоговой базы по бонусу коммерческого обнаружения.

Как известно, при утверждении государственной комиссией запасы подразделяются на категории и группы в зависимости от степени изученности и освоения, и прочих параметров. В тоже время, если в отношении запасов углеводородного сырья объектом обложения является стоимость извлекаемых запасов, то в отношении твердых полезных ископаемых нет явного ограничения, устанавливающего, что налогообложению подлежит только извлекаемая часть запасов. Соответственно, инвестору может быть вменена в обязанность уплата бонуса в отношении всего утвержденного объема запасов твердых полезных ископаемых, независимо от того, являются они извлекаемыми в течение срока действия контракта на добычу или вообще.

Отмечу, что со второй половины 2014 года в различных судебных инстанциях рассматривались налоговые споры крупных налогоплательщиков в отношении доначисления бонуса коммерческого обнаружения по результатам налоговой проверки. По мнению проверяющих, бонус должен был уплачиваться в отношении любого прироста объема утвержденных запасов независимо от оснований, вызвавших такой прирост.

При этом, ввиду некоторых нестыковок понятийного аппарата в налоговом законодательстве и законодательстве о недрах и недропользовании, споры в судах шли в основном об установлении значения таких понятий как «коммерческое обнаружение», «дополнительная разведка», и т.д.

Несмотря на отрицательные результаты судебных тяжб для налогоплательщиков, можно выделить и некоторые условно позитивные моменты, последовавшие за этим.

Так, с целью устранения возможностей различной трактовки положений налогового законодательства в части исчисления бонуса, не дожидаясь окончания судебных тяжб фискальные органы пролоббировали уточняющие изменения в налоговое законодательство и законодательство о недрах и недропользовании. В частности, Законом РК от 30 ноября 2016 года № 26-IV, в Налоговый кодекс и Закон РК «О недрах и недропользовании» были внесены уточняющие изменения в понятийный аппарат, с одновременным уточнением (расширением) объекта налогообложения и налоговой базы по бонусу коммерческого обнаружения.

Таким образом, с 1 января 2017 года бонус коммерческого обнаружения де-юре подлежит уплате в отношении любого прироста утвержденных запасов полезных ископаемых, независимо от оснований, повлекших данный прирост. В целом, следует отметить, что неясности в части определения объекта налогообложения и налоговой базы были устранены лишь частично.

Как видно из вышеизложенного, в отношении отдельных вопросов практика трактовки неясностей и неопределенностей в налоговом законодательстве в пользу фискальных органов, с последующим «узакониванием» позиции фискальных органов (де-факто с обратной силой), продолжает иметь место. И пример бонуса коммерческого обнаружения является лишь одним из ряда таких случаев.

К сожалению, текущая фискальная политика, вкупе с постоянными изменениями налогового законодательства, вряд ли будет способствовать повышению привлекательности Казахстана в глазах потенциальных инвесторов. В целом, отмена бонуса коммерческого обнаружения представляется позитивным шагом на пути улучшения инвестиционного климата Казахстана, хотя и является свидетельством отсутствия единой позиции и координации между различными органами власти в части фискальной политики государства.

Высказать свое мнение
Вопрос дня
Как Вы оцениваете проведение выставки ЭКСПО в Казахстане?
  • 1. Позитивно, это способствует повышению международного имиджа страны в мире

  • 2. Позитивно, это позволит привлечь иностранные инвестиции, заключить выгодные контракты

  • 3. Негативно, это неоправданная трата бюджетных средств

  • 4. Негативно, это не способствует повышению экономического уровня развития страны

  • 1. Позитивно, это способствует повышению международного имиджа страны в мире
    24

  • 2. Позитивно, это позволит привлечь иностранные инвестиции, заключить выгодные контракты
    25

  • 3. Негативно, это неоправданная трата бюджетных средств
    97

  • 4. Негативно, это не способствует повышению экономического уровня развития страны
    36

Цифра дня
205 561
человек
посетили ЭКСПО-2017 в первую неделю работы
Цитата дня
Права не возвращать полученные кредиты на самом деле нет ни у кого! Поэтому требование банка вернуть просроченный долг нельзя считать нарушением прав потребителей финансовых услуг
Ерсерик Сийрбаев
Банковский омбудсмен
Курсивъ в соцсетях
Новости партнеров
Loading...
Система Orphus
Войти на сайт
Через соц. сети:
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Ваша оценка принята. Подождите...
Подождите...
Запись добавлена в избранное