USD 327.50 328.30
RUB 5.30 5.33
EUR 391.50 393.00
Валюта бирж
USD/KZT
328.31
+0.000%
EUR/KZT
386.62
+0.000%
RUB/KZT
5.27
+0.000%
EUR/USD
386.62
+0.000%
EUR/CHF
386.62
+0.000%
EUR/JPY
386.62
+0.000%
GBP/USD
442.63
+0.000%
USD/CHF
328.31
+0.000%
USD/JPY
328.31
+0.000%
USD/KZT EUR/KZT RUB/KZT
328.31 386.62 5.27
+0.000% +0.000% +0.000%
Рынки
Нефть Brent
60.44
-0.008%
Нефть WTI
54.26
-0.002%
Золото
1276.7
+0.005%
Серебро
15.16
-0.005%
Платина
979
+0.015%
Никель
115.83
-0.015%
Алюминий
1600.25
-0.007%
Пшеница
417.25
+0.002%
Зерно
364.5
-0.006%
Жилье Алматы
1032
-0.033%
Жилье Астана
1005
-0.016%
Нефть Brent Нефть WTI Золото
60.44 54.26 1276.7
-0.008% -0.002% +0.005%
Индексы
KASE
1380.46
+0.003%
Dow Jones
19796.4
+0.002%
Nasdaq
5412.54
-0.006%
FTSE 100
6890.42
-0.009%
S&P 500
2256.96
-0.001%
MICEX
2224.61
+0.007%
RTS
1145.98
+0.031%
DAX
11184.5
-0.002%
CAC 40
4760.77
-0.001%
Hang Seng
22410.2
-0.016%
Nikkei 225
19155
+0.008%
SCI300
3409.18
-0.025%
Ibovespa
59047
-0.025%
BSE Sensex
26515.2
-0.009%
FTSE/JSE
50527.9
-0.007%
KASE Dow Jones Nasdaq
1380.46 19796.4 5412.54
+0.003% +0.002% -0.006%
О проблемах мошенничества в закупках
16.03.2018 15:58   867   0 Эксперт: Дмитрий Коновалов

Автор: Дмитрий Коновалов, руководитель практики по противодействию мошенничеству SAS Россия/СНГ

Проблема мошенничества в закупках актуальна как в Казахстане, так и во всем мире, так что меры, которые уже в апреле собирается принять Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей, весьма своевременны. По данным Ассоциации «Объединение сертифицированных специалистов по расследованию хищений» (ACFE) ежегодные потери компаний от мошенничества составляют около 5% от выручки. При этом партнёр компании SAS – FACT Consulting – оценивает, что около 10% от общего объема закупок организаций может быть подвержено риску мошенничества.

Оценки абсолютных значений потерь от этой проблемы впечатляют еще больше: по данным ACFE, 3.7 миллиарда долларов составляют потери от мошенничества в закупках каждый год, а организация The Chartered Institute of Purchasing and Supply заявляет, что еще в далеком в 2011 году в Великобритании был запущен проект по борьбе с мошенничеством в госзакупках с оценкой риска в 2,3 миллиардов фунтов. В дополнение к этим цифрам, показывающим прямые потери от мошенничества в закупках, можно привести и общие потери от коррупции – по данным Организации Европейского Экономического Сотрудничества, они составляют 2,6 триллионов долларов. Важно отметить, что это довольно острая проблема для всех стран независимо от уровня их развития – в большинстве государств около 20% компаний несут прямые потери от мошенничества в закупках.

Естественно, что правительства разных стран борются с этой проблемой, причем основным инструментом становятся штрафы. Так, например, министерство юстиции США и комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) с помощью закона о коррупции за рубежом (FCPA) и регуляторов других стран постоянно увеличивают объем штрафов за нарушения в закупках. При этом важно отметить, что эта проблема приводит не только к прямым финансовым потерям, но и к другим последствиям: штрафам, уголовным делам и, возможно, самое главное в век высочайшей конкуренции – к ухудшению репутации.

Одним из самых ярких примеров стала история с компанией Telia в Узбекистане – штрафы достигли суммы 965 миллионов долларов, а расследование в 2012 году было запущено сразу в трёх странах. История всплыла на шведском телевидении в 2013-м, после чего глава компании и совет директоров подали в отставку. Оказалось, что это была структурная, а не точечная проблема. После этой истории были внесены изменения в процесс управления закупками, а именно была проведена централизация этой функции в Евразии – при этом задача была достаточно сложной, поскольку охватывала более 40 000 поставщиков.

В чём же причины того, что эта проблема достигла столь значительных масштабов? Их несколько. Во-первых, мошенничество в закупках – это почти всегда хорошо спланированная и организованная деятельность, в сокрытие которой вовлечено сразу несколько сторон, так что раскрывать подобные преступления достаточно сложно. Во-вторых, часто преступники лучше знают, что и как закупается, чем те, кто пытается разобраться в их схемах. В-третьих, методы мошенников могут отличаться, и применять логику одной схемы по отношению к другой не всегда удается.

Кроме того, важно понимать, что мошенничество возникает там, где не хватает прозрачности и где процессы выстроены не всегда четко. Не так просто найти экспертов, которые смогут независимо оценить закупочную деятельность. Во многих организациях процессы корпоративного управления, в том числе закупочные процессы, оставляют желать лучшего: нужен независимый аудит, принципы разграничения полномочий и т.д., и все это уже внедряется, но требует огромных усилий со стороны организаций.

Соответственно, для эффективного решения этой проблемы необходимо работать по всем упомянутым направлениям: выстраивать систему корпоративного управления и надежные процессы, работать с людьми, и, конечно, использовать технологии, без которых в современном мире невозможно проводить изменения в организации. При этом речь идет о вполне конкретных технологических подходах. Подход data-driven decision management – то есть принятие решений на основании проанализированных данных – в вопросе выявления проблем и уязвимостей в закупочных процедурах очень хорошо себя показывает.

Что это значит на практике? Закупки связаны с созданием огромного количества разной сопутствующей информации об условиях закупок, участниках торгов, результатах тендеров, условиях контрактов, платежах и т.д. С одной стороны, именно поэтому сложно разобраться и увидеть, что происходит что-то не то, но одновременно это открывает новые возможности. В век, когда вычислительные технологии позволяют применять интеллектуальные подходы к анализу данных (например, у всех на слуху слова «машинное обучение»), это становится залогом эффективного подхода к поиску иголки в стоге сена.

Существуют разные методы для выявления признаков нарушений. В качестве иллюстрации: когда мы ранее обозначили проблему о сложности переноса логики одной схемы мошенничества на другую – это означает, что бить по известным областям риска недостаточно, то есть нужно пытаться анализировать неизвестные области. Как это сделать? Например, необходимо выявлять аномалии в разных характеристиках закупки, и для этого существует целый пласт математических методов. Большое количество договоров чуть меньше очередного лимита согласования? Цена на стандартные ТМЦ значительно отличается в регионах? Две компании встречаются в закупках гораздо чаще других? Это простейшие примеры, но они дают понимание вектора, куда можно двигаться. Аномалии будут показывать косвенные признаки того, что что-то не то - при том, что иногда это будет просто реалии бизнеса, а не нарушения. Но дальше есть более сложные подходы, базирующиеся на предиктивных моделях, анализе связей, текстовой аналитике и т.д. Совокупное использование этих методов повышает итоговое качество аналитики и снижает количество необходимых ресурсов для проведения расследований по каждому выявленному кейсу.

Так какие рекомендации можно дать менеджерам, которые решили повысить прозрачность процесса закупок? Прежде всего – это получить знание о процессах, а в цифровую эпоху знание прежде всего лежит в базах данных информационных систем. В конечном итоге именно это знание позволит гибко управлять рисками мошенничества и злоупотребления полномочиями.

Высказать свое мнение
Вопрос дня
Как Вы думаете, правильно ли поступил Казахстан, отказавшись от ядерного оружия?
  • 1. Да, мы показали всем странам приверженность миру

  • 2. Да, ядерное оружие – это зло

  • 3. Нет, нас перестали бояться

  • 4. Нет, в геополитике кто сильнее, тот и прав

  • 1. Да, мы показали всем странам приверженность миру
    521

  • 2. Да, ядерное оружие – это зло
    253

  • 3. Нет, нас перестали бояться
    129

  • 4. Нет, в геополитике кто сильнее, тот и прав
    527

Цифра дня
815 млн
человек
в мире страдают от сильного голода
Цитата дня
Наступает эра мегаполисов и будет конкуренция между ними, которые борются за инвестиции, лучшие умы, технологии, создавая для этого все необходимые условия. Это важно для экономики людей и знаний. Учитывая это, Казахстан начал реализацию стратегии развития агломераций. Если у нас был раньше только 1 город с миллионным населением – город Алматы, то теперь прибавилась Астана, Шымкент, то есть 3 города
Нурсултан Назарбаев
Президент Республики Казахстан
Новости партнеров
Loading...

Система Orphus
Войти на сайт
Через соц. сети:
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Ваша оценка принята. Подождите...
Подождите...
Запись добавлена в избранное