Как развивается казахстанский LegalTech

Опубликовано (обновлено )
Государственные IT-сервисы выступают драйвером и тормозом для отрасли в республике

Почему государственные IT-сервисы одновременно выступают драйвером и тормозом для LegalTech в Казахстане, а частный бизнес не спешит автоматизировать юридическую составляющую своей деятельности – в материале «Курсива».

Под LegalTech (сокращение от legal technology) подразумевается IТ-обслуживание профессиональной юридической деятельности, а также предоставление потребителям юридических услуг с использованием информационных технологий.

Цифровизация консервативной юридической индустрии в мире ускоряется: с 2017 по 2020 год расходы юридических служб на информационные технологии выросли в полтора раза, вместо 2,6% внутреннего бюджета на них стало уходить 3,9%. По прогнозам Gartner, к 2025 году эти затраты увеличатся еще в три раза и доля технологий в бюджетах юридических служб дойдет до 12%.

На Казахстан этот тренд пока значительного влияния не оказывает.

Правовая техноэволюция

Российский аналитический центр НАФИ создал модель эволюции LegalTech, условно разделив ее на четыре основные стадии. LegalTech на нулевом уровне развития – это юридическая компания, которая не использует IT-технологии.

LegalTech версии 1.0 предполагает, что у компании уже появилась IT-служба, внедряется система качества, началась автоматизация процессов. Оказание правовых услуг автоматизируется пока только в формате b2b, пример – справочная система по законодательству Казахстана «Юрист» (сейчас входит в информационную систему «Параграф»).

В версии 2.0 автоматизируются не только внутренние процессы, но и обслуживание, и лидогенерация. Другими словами, начинается автоматизация b2c – юристы создают сервисы для людей и компаний. Часть из этих сервисов позволяет получать определенные юридические услуги без фактического участия юриста. Пример такого сервиса – американский LegalZoom. Онлайн-сервис для физлиц и малого бизнеса позволяет создавать юридические документы – от завещания до заявки на открытие бизнеса или заявки на регистрацию товарного знака, для каждого действия – фиксированная цена. Если у клиента сложный вопрос, который не попадает под стандартный порядок действий, то сервис свяжет его с опытным адвокатом. Как утверждается на сайте LegalZoom, его услугами воспользовались более 4 млн человек. Там же упоминается, что использование компьютерных технологий приводит к более низким ценам на предоставляемые услуги.

Последняя из существующих на данный момент версий, третья, требует от компаний юридической индустрии использования технологий искусственного интеллекта, блокчейна, полностью роботизированных сервисов – например, чат-ботов-юристов, которые помогают оспорить штрафы, подготовиться к выступ­лению в суде или рассчитать налоговые вычеты. Юридические сервисы становятся максимально доступны – в любое время дня и ночи – и не требуют ничего, кроме смартфона.

Тяни-толкай казахстанского LegalTech

В предложенной НАФИ модели место казахстанского LegalTech – на первой ступени эволюции. Юридические IT-сервисы в республике появляются, но в большинстве случаев их услуги сводятся к использованию ЭЦП в различных бизнес-процессах.

Драйвером развития LegalTech разработчики казахстанского сервиса zan.bar называют развитие GovTech (сокращение от government technology, подразумевает оцифровку государственных продуктов и услуг).

В то же время госорганы в ряде случаев не слишком внимательно относятся к тому, насколько удобно пользоваться GovTech-продуктами, и это не дает LegalTech выйти за рамки версии 1.0. Такое мнение высказывает основатель Агентства развития и без­опасности интеллектуальной собственности Тимур Жаркенов.

Он приводит в пример ЭЦП: «Хотя Закон РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» существует с 2003 года, некоторая часть населения до сих пор не адаптирована к использованию ЭЦП, поскольку само ее получение, а также обязательное установление программы NCLayer (работает только на десктопах) вызывает трудности у общества. Различного рода разработки LegalTech на Android и iOS не взаимодействуют с ЭЦП (поскольку ее невозможно применять без NCLayer), а облачные ЭЦП еще в разработке у НУЦ РК, и точная дата запуска неизвестна. Несомненно, все это тормозит LegalTech».

Пока казахстанский LegalTech развивается в тесной связке с государством, все крупные LegalTech-проекты с использованием блокчейн, машинного обучения, Big Data либо разрабатываются на государственные деньги, либо создаются с конечной целью интеграции в цифровые государственные сервисы.

Частный случай

На частные деньги в Казахстане сегодня создаются небольшие проекты в LegalTech – например, маркетплейс для юристов и их клиентов, сервисы по подписанию документов с помощью ЭЦП, или сервис, который автоматизирует подачу заявлений по взысканию алиментов.

По оценке Тимура Жаркенова, развитию частного казахстанского LegalTech препятствует целый ряд факторов. Это и консерватизм, свойственный большинству юристов, и страх перед сложностью внедрения новых технологий в бизнес-процессы, и недоверие к частным сервисам, и нежелание изучать новые технологии. «МСБ в Казахстане до сих пор, к сожалению, не считает переход на сервисы LegalTech первой необходимостью», – констатирует Жаркенов.

Недоверие бизнеса к LegalTech нередко усугубляет уже приобретенный опыт по автоматизации работы юристов.

«Многие пытаются внедрить уже готовый продукт, который в компании «не заходит». Итог – негативный опыт пользователей и потраченные средства. Как результат – компания стоит на прежнем месте, либо, по сравнению с конкурентами, осталась позади. К примеру, функцию подписания договоров, доверенностей, приказов и иных документов нужно автоматизировать так, чтобы к ней могли адаптироваться не только юристы, но и простые потребители услуг», – поясняет Жаркенов.

Он добавляет – избежать отрицательного опыта можно. Для этого компании нужно сначала определить, какую юридическую функцию ей необходимо автоматизировать, и только после этого браться за разработку или выбор готового IT-продукта.

Другая сторона проблемы, на которую обращает внимание Жаркенов: некоторые казахстанские основатели LegalTech-стартапов далеки от юридической деятельности и недопонимают «болевые» точки как юристов, так и их потенциальных клиентов.

Медленная эволюция LegalTech в Казахстане позволяет иностранным игрокам захватывать пустующие ниши – например, на наш рынок в 2019 году вышел украинский стартап PatentBot. Это чат-бот, с помощью которого в любое время суток можно подать онлайн-заявку на регистрацию торговой марки, авторского права или патента. Кроме Украины и Казахстана, PatentBot работает в Беларуси, России, странах Европейского союза, Китае и США.

Казахстанские кейсы LegalTech

Прогнозирование исхода гражданского дела

Проект реализуется Казахстанско-Британским техническим университетом (КБТУ) при поддержке Верховного суда РК и НПП «Атамекен» на деньги спонсоров. В проекте задействована технология машинного обучения. Предполагается, что после запуска, запланированного на 2021 год, сервис будет передан государству.

Суть проекта: в сервис загружаются данные по определенным гражданским делам, затем сервис в автоматическом режиме выдает прецеденты по делу, а также прогноз по исходу дела в процентном соотношении.

«Из сложностей проекта назову потребность в постоянном обновлении данных по законодательству, трудность получения персональных данных по гражданским делам, бюрократические нюансы», – сообщил заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Шынгыс Темир.

DATCOM.KZ и DATCOM-DOM.KZ

Datcom.kz – сервис по подписанию договоров, актов, протоколов и любых иных документов с использованием ЭЦП. У проекта около 1 тыс. клиентов. В марте 2021 года планируется запуск мобильной версии datcom.kz.

Суть проекта: сервис разработан для субъектов МСБ и физических лиц.

Как зарабатывает проект: после регистрации возможность подписания первых пяти документов предоставляется бесплатно.

В дальнейшем пользователь может приобрести пакет или продолжить пользоваться разовыми услугами (100 тенге за один документ). Сервис берет деньги за подпись, только если документ подписан всеми заинтересованными сторонами.

На сегодняшний день из всех документов, подписываемых онлайн в datcom.kz, основную часть составляют договоры ГПХ – 52%, на остальные документы приходится 37%.

Datcom-dom.kz – сервис голосования по протоколам общего собрания онлайн при помощи ЭЦП. Предназначен для КСК.

Суть проекта: сервис должен упростить управление домом жильцам и КСК.

Как зарабатывает проект: по подписке, то есть зарегистрированные пользователи оплачивают абонентскую плату.

Разработчики отмечают, что в минуту договор могут подписать несколько тысяч жильцов.

ARBIS.KZ

Сервис экспресс-проверки товарных знаков в Казахстане.

Суть проекта: сервис ускоряет процесс регистрации товарного знака в РК, позволяя перед подачей заявления в госорганы на регистрацию товарного знака быстро проверить его на возможные повторы.

Как зарабатывает проект: после прохождения экспресс-проверки при отсутствии совпадений юристы сервиса берут на себя последующую полную регистрацию товарного знака за вознаграждение.

«Сейчас в стране замечен рост судебных процессов, касающихся товарных знаков, когда владельцы бизнеса, вовремя не зарегистрировавшие свой бренд, теряют его по этой причине», – отмечает Тимур Жаркенов.

ZAN.BAR

Мобильное приложение и сайт для поиска юристов, финалист третьего потока программы «Сбер-500». В базе сервиса насчитывается более 1200 юристов и адвокатов со всего Казахстана. Сервис работает с мая 2020 года.

Суть проекта: первый в РК маркетплейс юристов дает клиентам возможность выбирать юристов.

Как зарабатывает проект: на подписках, оплата взимается с юристов за доступ к информации о них гражданам.

Разработчики zan.bar отметили, что казахстанцы при поиске юриста в основном обращаются за советом к знакомым, но этот рекомендованный специалист не всегда может решить проблему. Отсутствие как рейтинга, с помощью которого можно судить о квалификации юристов, так и прозрачного механизма формирования стоимости юридических услуг подтолкнули разработчиков к созданию LegalTech-сервиса.

«Проект скоро выходит на рынок России и Юго-Восточной Азии. Недавно zan.bar запустил проект заботы о клиентах совместно со Сбербанком в Казахстане. Новое решение должно помочь клиентам Сбербанка быстрее найти юриста и решить проблему по разблокировке счета. Теперь клиенты банка, которые получили сообщение об аресте счета, могут оставить заявку в приложении и ускорить процесс снятия ареста со счетов», – рассказывает операционный директор проекта zan.bar Самал Абаева.

Читайте также