USD 332.50 333.00
RUB 5.53 5.55
EUR 390.50 391.30
Валюта бирж
USD/KZT
332.8
+0.000%
EUR/KZT
390.57
+0.000%
RUB/KZT
5.6
+0.000%
EUR/USD
390.57
+0.000%
EUR/CHF
390.57
+0.000%
EUR/JPY
390.57
+0.000%
GBP/USD
428.78
+0.000%
USD/CHF
332.8
+0.000%
USD/JPY
332.8
+0.000%
USD/KZT EUR/KZT RUB/KZT
332.8 390.57 5.6
+0.000% +0.000% +0.000%
Рынки
Нефть Brent
52.7
+0.032%
Нефть WTI
48.53
+0.030%
Золото
1291.4
-0.000%
Серебро
15.16
-0.005%
Платина
979
+0.015%
Никель
115.83
-0.015%
Алюминий
1600.25
-0.007%
Пшеница
417.25
+0.002%
Зерно
364.5
-0.006%
Жилье Алматы
1060
+0.036%
Жилье Астана
933
-0.004%
Нефть Brent Нефть WTI Золото
52.7 48.53 1291.4
+0.032% +0.030% -0.000%
Индексы
KASE
1380.46
+0.003%
Dow Jones
19796.4
+0.002%
Nasdaq
5412.54
-0.006%
FTSE 100
6890.42
-0.009%
S&P 500
2256.96
-0.001%
MICEX
2224.61
+0.007%
RTS
1145.98
+0.031%
DAX
11184.5
-0.002%
CAC 40
4760.77
-0.001%
Hang Seng
22410.2
-0.016%
Nikkei 225
19155
+0.008%
SCI300
3409.18
-0.025%
Ibovespa
59047
-0.025%
BSE Sensex
26515.2
-0.009%
FTSE/JSE
50527.9
-0.007%
KASE Dow Jones Nasdaq
1380.46 19796.4 5412.54
+0.003% +0.002% -0.006%

Социальные сети дают шансы на кредит

25.03.2016 16:00   6806   0 Автор: Ольга Кудряшова

Социальные сети могут повлиять на оценку платежеспособности клиента, но не являются определяющим фактором при получении кредита, говорят специалисты. Однако кредитный скоринг посредством данных из соцсети может выявить клиентов, попадающих в группу риска для банков, например, религиозных фанатиков или людей злоупотребляющих алкоголем.

При оценке кредитоспособности клиента банки и кредитные сервисы используют большой спектр инструментов. Одним из них является просмотр аккаунтов социальных сетей. К примеру, некоторые российские банки анализируют информацию со страниц наиболее популярных социальных сетей: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники. О том, насколько важно контролировать активность в социальных сетях и будут ли казахстанские банки оценивать клиента, используя данные из соцсетей, «Къ» рассказали участники рынка и специалисты отрасли.  

Главное в клиенте – финансовая надежность

Банк Хоум Кредит тестирует такую возможность проверки, но не для всех клиентов. До конца года будет принято решение насколько эффективен данный метод, пояснили в банке.

В АТФ банке изучают возможность использования данных из соц. сетей. Несмотря на то, что целевой маркетинг по профилям в соцсетях отмечается банком как перспективное направление, он не станет ключевым инструментом в оценке надежности клиента.

Причиной тому разнородность информации на интернет-ресурсах, «ложные» аккаунты, ограниченный уровень проникновения социальных сетей в целевые сегменты банка.

«Например, если говорить об андеррайтинге, то намного более важную информацию для оценки кредитных рисков дают такие источники как кредитные бюро и ГЦВП, которые покрывают почти 100% официально занятого населения. Приоритет учета этих данных в сравнении с данными на страничке в том же Facebook бесспорен», - считают в АТФБанке.

Директор департамента рисков банка ВТБ (Казахстан) Динара Калышева добавила, что при оценке заемщиков используются кредитный, поведенческий  и мошеннический (фрод) скорринг. При этом, анализ данных социальных сетей может использоваться ни как основной критерий при принятии решения о выдаче кредита, а лишь как элемент фрод скорринга.

Г-жа Калышева поясняет, что наличие или отсутствие аккаунта не может повлиять на шансы получения кредита, смысл имеет профиль и поведение физического лица в социальных сетях. Эти данные уже используются многими рекрутинговыми и коллекторскими компаниями, не исключено, что могут учитываться и БВУ в качестве дополнительной информации при принятии решения о выдаче кредита.

Директор по управлению рисками сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Екатерина Казак поясняет, что инструменты оценки заемщиков с помощью профилей в социальных сетях становятся все популярнее во всем мире.

 «Безусловно, информация из социальных сетей имеет значение при принятии решения о выдачи займов, но это не основной фактор. Главное для компании – финансовая надежность клиента», - пояснила она.

Негативные данные клиента

Старший консультант по аналитическим решениям SAS Россия/СНГ Степан Ванин рассказывает, что проверка социальных сетей может давать дополнительную информацию, которая позволяет повысить точность моделей кредитного скорринга путем преобразования информации из аккаунта. Системы оценивают текстовую информацию, группы в социальных сетях, менее важной для банка являются социально-демографические данные. «Скажем, если он знает все бары в городе, это наводит на мысль, что человек неравнодушен к алкоголю, а это важный предиктор в модели кредитного скорринга», -  приводит пример специалист.

Крайне нежелательным показателем являются отметки в группах в соцсетях на тему порнографии, «Как изменить свой внутренний мир», или «Как защититься от коллекторов». «Наш опыт показывает, что эти вещи действительно влияют на вероятность того, вернет ли человек кредит. Если пользователь состоит и в той, и в другой группе, риск возрастает еще больше», - добавил он.

Кроме этого определяющим фактором могут стать связи потенциального заемщика с другими людьми. «Как показывает мировая практика, наличие таких связей очень помогает идентифицировать мошеннические сообщества, когда, например, ты можешь установить связь между клиентом и сотрудником банка, который выдал ему кредит. Они могут быть друзьями, состоять в одних и тех же группах или в одной неблагонадежной для банка группе», - отмечает г-н Ванин.

Некоторые данные из социальных сетей позволяют выявить религиозных фанатиков или людей, часто участвующих в митингах или демонстрациях, обе категории попадают в определенную группу риска при оценке клиента.

Однако такой способ андеррайтинга применим для новых клиентов, которые берут кредит впервые.  О заемщиках неоднократно прибегавших к кредитным услугам, банки, как правило, обладают полной информацией.

«Мы собираем открытую информацию, и опыт говорит, что ее можно получить в отношении 50-70% клиентов банка. Тут уже все зависит от конкретной аудитории. Если клиенты банка в основном пенсионеры, то эта цифра ближе к 50%, если аудитория более молодая, то ближе к 70%», - пояснил он.

Портрет идеального заемщика

Г- жа Казак полагает, что если говорить про идеальный аккаунт, то пользователь должен быть активным пользователем сети, иметь много друзей, размещать фотографии и новости. Позитивным будет участие в группах о финансах и экономике, путешествиях, спорте, культуре  и других. Хорошим сигналом для компании будут фотографии из заграничных поездок, размещение геотегов. «Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что данные из социальных сетей не являются ключевым моментом при принятии решения о выдаче средств, но позволяют обогатить скорринг дополнительными данными», - заключила она.

Высказать свое мнение
Вопрос дня
Сколько Вы планируете потратить (или уже потратили) денег на летний отпуск?
  • От 100 до 300 тыс. тенге

  • От 300 тыс. до 1 млн тенге

  • От 1 млн до 3 млн тенге

  • От 3 млн тенге и выше

  • Не планирую отпуск

  • От 100 до 300 тыс. тенге
    289

  • От 300 тыс. до 1 млн тенге
    180

  • От 1 млн до 3 млн тенге
    96

  • От 3 млн тенге и выше
    80

  • Не планирую отпуск
    534

Цифра дня
2 779 820
человек
посетило выставку ЭКСПО с 10 июня
Цитата дня
Кондитерская промышленность, как паровоз, тянет за собой смежные отрасли, такие как крахмало-паточная, масложировая, сахарная, молочная, в которой задействованы более 20 тысяч человек как в сельском хозяйстве, так и на производстве.
Алихан Талгатбек
президент ОЮЛ «Ассоциация кондитеров Казахстана»
Курсивъ в соцсетях
Новости партнеров
Loading...
Система Orphus
Войти на сайт
Через соц. сети:
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Ваша оценка принята. Подождите...
Подождите...
Запись добавлена в избранное