В СЭЗ «ПИТ» обсудили вопросы подготовки и переподготовки кадров

Опубликовано
Данный вопрос является важным и особо отмечен в Государственной программе индустриально-инновационного развития РК на 2015–2019 годы

Для качественной подготовки кадров необходимо, чтобы преподаватели владели новыми технологиями, а оценивать подготовку специалиста должен работодатель. В СЭЗ «ПИТ» обсудили вопросы подготовки и переподготовки кадров. Стоит отметить, что данный вопрос является важным и особо отмечен в Государственной программе индустриально-инновационного развития РК на 2015–2019 годы.

В рамках конференции «Расширение полномочий работодателей для развития корпоративного управления в системе подготовки кадров» обсуждались вопросы подготовки и переподготовки кадров технического и профессионального образования, а также участия работодателей в их развитии.

Президент Ассоциации колледжей города Алматы Жантлеу Азисханов считает, что для того чтобы преподаватели могли дать качественные знания и производственное обучение, необходимо, чтобы они владели новыми, текущими технологиями, которые существуют на рынке. Он полагает, что нужно модернизировать не саму систему, а участников системы образования.

«Следовательно, нам надо начать с обучения мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин», – отметил он

Начальник отдела развития человеческого капитала Палаты предпринимателей Алматы Вера Цзин рассказала о проекте создания отраслевых кластеров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации, сертификации кадров. Основные задачи которого – обеспечить предприятия отрасли необходимыми кадрами, которые соответствовали бы требованиям работодателя. Кроме этого рассматривается создание отраслевой системы сертификации специалистов, повышение конкурентоспособности выпускников, трудоустройство и так далее.

С 2014 года совместно с акиматом создано 9 кластеров. Однако особое значение имеет открытие кластера для подготовки кадров для IT-индустрии.

«Система технического профессионального образования должна обязательно быть тесно связана с цифровым форматом, и речь идет не только о подготовке кадров и специалистов, которые так или иначе связаны с IT-индустрией, а любая отрасль, любой колледж должен основываться на цифровых форматах», – рассказала г-жа Цзин. Это должно касаться как подготовки специалистов, так и организации учебного процесса.

«Впервые в Казахстане создается команда из представителей системы образования и предпринимательства, для того чтобы создать инфраструктуру повышения качества подготовки кадров», – подчеркнула она.

Отраслевой кластер, по словам спикера, базируется на принципе сетевой подготовки кадров. Главным звеном любого отраслевого кластера является отраслевая ассоциация, при которых обязательно создаются центры сертификации. Кроме отраслевой ассоциации и сертификационного центра в любом отраслевом кластере имеются базовые предприятия, входящие в ассоциацию учебных заведений профиля. Причем работа с кластером должна начинаться с участием колледжей, с дальнейшим участием вузов и учебных центров, поскольку одна из задач кластера – это содействие трудоустройству выпускников и в целом занятости населения.

Стоит отметить, что о необходимости «развития человеческих ресурсов с целью повышения доступности для участников кластера набора специалистов» говорится и в Государственной программе индустриально-инновационного развития РК на 2015–2019 годы. Согласно программе «всем участникам кластерного процесса будет оказана методологическая и информационная поддержка путем подготовки документов и публикации информации».

В число основных направлений по достижению поставленных задач в Программе индустриально-инновационного развития РК на 2015–2019 годы входит «повышение доступности квалифицированных кадров через рост качества образования путем перехода на системные изменения во всех звеньях от дошкольного до послевузовского образования, а также облегчение доступа к рынку труда квалифицированных иностранных специалистов. Система образования будет ориентирована на краткосрочные и долгосрочные задачи по диверсификации и индустриализации экономики через адаптацию Государственной программы развития образования и науки на 2016–2019 годы и других соответствующих программ. В целях своевременного обеспечения индустриализации высококвалифицированными трудовыми ресурсами будут усовершенствованы подходы к прогнозированию кадровой потребности в среднесрочной перспективе».

Между тем на сегодняшний день в сертификационных отраслевых центрах сертификацию прошли более 5 тыс. выпускников.

Вера Цзин рассказала, что если в апреле 2014 года, когда был открыт первый кластер в полиграфии, сертификационный центр был только в схеме, то на сегодняшний день кластер открывается уже с существующим сертификационным центром.

Г-н Азисханов отметил, что сертификационный центр не должен быть местом для проведения тестов и сбора денег, а должен отвечать за консультацию, обучение, подготовку всех вопросов, касающихся повышения качества педагогов и студентов.

Эксперт также предложил НПП совместно с СЭЗ «ПИТ» и Ассоциацией колледжей написать письмо в адрес министра образования с просьбой передать курсы повышения квалификации в отраслевые ассоциации.

Президент Ассоциации инновационных компаний СЭЗ «ПИТ» Амирет Конысбаев рассказал, что основная доля предприятий в СЭЗ «ПИТ», около 80%, представлена IT-компаниями.

По его словам, на 1 июля 2017 года СЭЗ «ПИТ» насчитывала 154 компании. Большую часть из них составляли информационные технологии – удельный вес 59%, электроника и приборостроение – 18%, технологии в сфере телекоммуникаций и связи – 7%, возобновляемые источники энергии – 11%, технологии в сфере применения и создания материалов различного назначения и технологии в сфере добычи транспортировки – по 1–2%, и в 3% не определена технологическая направленность.

Он отметил, что ассоциация активно сотрудничает с образовательными учреждениями и проводятся конференции по IT-образованию.

При создании сертификационного центра, по словам г-на Конысбаева, существовали определенные риски, однако уже сегодня сертифицированы выпускники 13 колледжей. Он отметил, что для колледжей важен перечень предприятий, которые готовы принимать практику по специальности. Упомянул он и об идее прохождения неформальной стажировки для преподавателей на базе СЭЗ «ПИТ». Также расширен список специальностей, по которым проводится сертификация, туда были добавлены финансы, менеджмент, маркетинг, экономика.

«Работа только началась, и здесь, когда мы говорим о кластере, мы должны разделить их на подсистемы: первое – это подготовка, второе – это переподготовка и повышение квалификации, третье – сертификация специалистов. Взаимодействие вот трех этих подсистем создаст хороший кластер», – заключил спикер.

Читайте также