Карачаганак тебе товарищ

Опубликовано
На прошлой неделе председатель правления АО «ФНБ «Самрук-Қазына» Тимур Кулибаев заявил о том, что соглашение между акционерами «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В» (КПО) и Казахстаном будет достигнуто в течение ближайших месяцев. Если переговоры завершатся успешно, Казахстан будет присутствовать во всех крупнейших нефтегазовых проектах, реализуемых на территории страны.

На прошлой неделе председатель правления АО «ФНБ «Самрук-Қазына» Тимур Кулибаев заявил о том, что соглашение между акционерами «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В» (КПО) и Казахстаном будет достигнуто в течение ближайших месяцев. Если переговоры завершатся успешно, Казахстан будет присутствовать во всех крупнейших нефтегазовых проектах, реализуемых на территории страны.

На своей пресс-конференции на прошлой неделе глава нацфонда «Самрук-Қазына» Тимур Кулибаев заявил о том, что переговорный процесс между участниками Карачаганакского проекта «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В» (КПО) и Казахстаном вошел в завершающую стадию. «Мы, как «КазМунайГаз», хотим зайти на долю участия в 10%. В принципе, мы переговоры уже ведем с Карачаганаком именно в данной форме. Надеюсь, что мы в ближайшие месяцы вопрос уже решим. Вопрос месяцев», – заявил Тимур Кулибаев.

В 2002 году Казахстан мог вступить в проект, но тогда денег для выкупа опциона не было. Интерес к вхождению в Карачаганак вернулся через несколько лет, но на этот раз без конфликтов не обошлось, прежде всего, касавшихся условий окончательного соглашения по разделу продукции (ОСРП).
Так, с мая 2008 по январь 2009 года консорциум выплачивал таможенные пошлины. Однако BG Group Plc, один из ключевых акционеров КПО, счел применение этих пошлин к КПО неправомерным, так как они не вписывались в ОСРП. Поэтому компания направила в международный арбитражный суд иск против правительства Казахстана на сумму более $1 млрд, требуя вернуть деньги, выплаченные в бюджет в качестве таможенной пошлины.
В свою очередь, Казахстан обвинил консорциум в невыплате $700 млн и сверхнормативной добыче нефти на сумму $707 млн, финполиция возбудила на руководителей компании уголовное дело. Кроме того, КПО предъявлялись претензии по соблюдению экологического и трудового законодательства. Однако в нынешнем году иски были приостановлены и стороны начали переговоры.

Судя по ранее появлявшейся информации, подтвержденной г-ном Кулибаевым, казахстанская сторона получит 10%-ную долю. По сведениям Reuters, 5% будут проданы по рыночной цене, а оставшиеся 5% – переданы безвозмездно. «Приобретение Казахстаном доли в консорциуме KPO может пройти по двум сценариям. Первое – выкуп долей у существующих акционеров (BG , Eni , Chevron, Lukoarco). Второе – выпуск дополнительных акций и продажа их Казахстану. Второй сценарий маловероятен, так как вряд ли нынешние акционеры согласятся на размытие их долей. При развитии же первого сценария можно допустить, что, как и в конце 2009-го, British Gas и Eni продадут по 5% из своих 32,%», – предположил аналитик Real Invest Анес Калдыбаев.
В «КазМунайГазе» (КМГ) сообщать информацию по сделке отказались, ссылаясь на то, что в июле 2010 года КМГ передал в доверительное управление Министерству нефти и газа свою полную «дочку», ТОО PSA. В соответствии с условиями договора, функции полномочного органа в Северо-каспийском и Карачаганакском проекте, ранее осуществляемые АО «НК «КазМунайГаз», в настоящее время перешли к ТОО PSA и, следовательно, Миннефти.
От ТОО PSA на момент сдачи номера «Къ» ответа не получил.

В казахстанском представительстве Chevron ситуацию комментировать отказались: «Все вопросы по КПО комментирует только КПО, такие договоренности у участников консорциума», – пояснил директор по связям с общественностью «Шеврон Мунай Инк» Еркин Зикибаев.

Однако представители «ЛУКОЙЛа» свою позицию все же озвучили: «Завершение переговоров по вхождению КМГ в число акционеров КПО будет иметь весьма позитивные последствия для проекта. ЛУКОЙЛ и КМГ – давние и надежные партнеры по ряду успешных и перспективных проектов», – пояснили в пресс-службе «ЛУКОЙЛ Оверсиз Сервис Лтд.». Весьма положительно, по мнению компании, отразится сделка и на бизнесе самого ЛУКОЙЛа, в том числе – на котировках его акций. Напомним, что «ЛУКОЙЛ», – единственный из акционеров КПО, кто выступал за вхождение Казахстана в проект.
Сам КПО на запрос «Къ» тоже ответил в мажорных интонациях: «Правительство и партнеры КПО ведут конструктивные переговоры по этому вопросу. На данный момент мы удовлетворены прогрессом переговоров», – пояснила советник по внешним связям КПО Гульнара Шарибаева.
По мнению Анеса Калдыбаева, последствия от появления нового акционера КПО для уже действующих участников будут зависеть от условий сделки: «Если государство готово заплатить солидную премию, то это должно положительно сказаться на котировках акций участников консорциума», подчеркнул он.

Если переговоры завершатся успешно, Казахстан получит контроль над всеми крупнейшими нефтегазовыми проектами страны.
По мнению г-на Калдыбаева, от вхождения казахстанской стороны КПО выиграет: «Для самого консорциума вхождение в проект государства – выгодно, так как государство перестанет ставить препоны по реализации проекта. Напомню, государство все еще не одобрило 3-ю фазу реализации проекта, из-за задержки и увеличения бюджета проекта».

Как Казахстан входил в нефтяные проектыВ октябре 2008 года участники консорциума Agip KCO (в настоящее время – North Caspian Operating Company B.V.) подписали соглашение, согласно которому, Казахстан (в виде KMG Kashagan B.V.) удвоил свою долю до 16,81%. Такую же долю имеют Agip Caspian Sea B.V., ExxonMobil Kazakhstan Inc., Shell Kazakhstan Development B.V., Total E&P Kazakhstan. Conocophillips North Caspian Ltd. и Inpex North Caspian Sea Ltd владеют 8,40% и 7,56%, соответственно. В 2009 году была завершена сделка по передаче КМГ 33%-ного пакета акций «ПетроКазахстан Инк.». Второй крупнейший акционер компании – CNPCI, дочернее подразделение «Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации». РД «КазМунайГаз» также владеет 50%-ной долей ТОО «СП Казгермунай» (наряду с АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз»). Через «ПетроКазахстан Инк» КМГ владеет и АО «Тургай-Петролеум». Другой его совладелец – «ЛУКОЙЛ Оверсиз Кумколь Би Ви». Единственное исключение из стратегии по вхождению в углеводородные проекты – «Тенгизшевройл» (ТШО). С 1996 по 2000 годы Казахстан уменьшил свою долю с 50 до 20%. В нынешнем виде состав акционеров ТШО выглядит следующим образом: «Chevron» – 50%, «КМГ» – 20%, Exxon Corp. – 25%, Lukarco – 5%.

Читайте также