USD 320.20 320.50
RUB 5.53 5.55
EUR 357.50 358.00
Валюта бирж
USD/KZT
327.63
-0.004%
EUR/KZT
365.73
-0.006%
RUB/KZT
5.48
-0.002%
EUR/USD
365.73
-0.006%
EUR/CHF
365.73
-0.006%
EUR/JPY
365.73
-0.006%
GBP/USD
414.91
-0.007%
USD/CHF
327.63
-0.004%
USD/JPY
327.63
-0.004%
USD/KZT EUR/KZT RUB/KZT
327.63 365.73 5.48
-0.004% -0.006% -0.002%
Рынки
Нефть Brent
44.75
-0.002%
Нефть WTI
42.85
+0.007%
Золото
1251.6
+0.005%
Серебро
15.16
-0.005%
Платина
979
+0.015%
Никель
115.83
-0.015%
Алюминий
1600.25
-0.007%
Пшеница
417.25
+0.002%
Зерно
364.5
-0.006%
Жилье Алматы
1080
+0.000%
Жилье Астана
1002
-0.001%
Нефть Brent Нефть WTI Золото
44.75 42.85 1251.6
-0.002% +0.007% +0.005%
Индексы
KASE
1380.46
+0.003%
Dow Jones
19796.4
+0.002%
Nasdaq
5412.54
-0.006%
FTSE 100
6890.42
-0.009%
S&P 500
2256.96
-0.001%
MICEX
2224.61
+0.007%
RTS
1145.98
+0.031%
DAX
11184.5
-0.002%
CAC 40
4760.77
-0.001%
Hang Seng
22410.2
-0.016%
Nikkei 225
19155
+0.008%
SCI300
3409.18
-0.025%
Ibovespa
59047
-0.025%
BSE Sensex
26515.2
-0.009%
FTSE/JSE
50527.9
-0.007%
KASE Dow Jones Nasdaq
1380.46 19796.4 5412.54
+0.003% +0.002% -0.006%

Горит локомотивам красный свет

20.11.2013 12:26   2761   0 Автор: Асем Касымова

АО «НК «Казакстан темир жолы» направило в Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) заявку на повышение тарифа на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) с 1 января 2014 года. Руководство компании аргументировало это изношенностью магистрали, локомотивного и вагонного парка. Грузоотправители не против модернизации и развития отрасли, но уже при сегодняшних тарифных ставках им приходится нелегко – цены на продукцию на мировых рынках низкие, и в прогнозах нет пока улучшения динамики. Частные операторы и сами прилагают немалые усилия для снижения транспортных расходов, но существующий де-юре конкурентный рынок грузоперевозок де-факто остается монополизированным.

«Повышение тарифов планируется на уровне 15% в целом на грузоперевозки. В общем тарифе на услуги МЖС не превысит 9-10%», - заявил вице-президент АО «НК «КТЖ» Алмас Лепесбаев. В соответствие с Программой по развитию транспортной инфраструктуры на 2010-2014 годы, задача КТЖ – снизить износ магистральной железнодорожной сети, для чего компании необходимы серьезные инвестиции. «Общая потребность МЖС в инвестициях с учетом повышения тарифов составит 134 млрд. тенге, без учета повышения тарифов наши возможности составят порядка 76 млрд. тенге», - отметил господин Лепесбаев.

Предприятия - грузоотправители согласны с необходимостью развития транспортной инфраструктуры и даже сами пополняют свои вагонные парки. «Только за период с 1 июля 2012 по 1 июля 2013 года ТОО «Корпорация «Казахмыс» приобрело около 1000 вагонов ТОО «Казцинк Темир Транс» - порядка 1500 вагонов, ТОО «ТрансКом» 2 000 единиц подвижного состава. Кроме того, свой вагонный парк расширили ТОО «Богатырь Транс», АО «ССГПО» и другие. Мы считаем, что данный фактор (расширение собственного парка) также должен учитываться при расчете общего экономического эффекта от повышения тарифов», - заявил заместитель исполнительного директора АГМП Тулеген Муханов.

Повышение тарифов может быть  ощутимым ударом по финансовой стабильности предприятий отрасли. «В настоящее время по всем базовым металлам (алюминий, медь, стальной прокат и др.) мы наблюдаем не очень благоприятную ценовую конъюнктуру. По сравнению с показателями начала 2013 года цены упали на 10-15%», - отметил Тулеген Муханов.

В сложившейся ситуации компании не имеют возможности повышать цену товара, покрывая тем самым растущие транспортные расходы. Более того, прогнозы на следующий 2014 год – не самые радужные: по словам участников рынка, даже без возросшей транспортной составляющей многие предприятия, возможно, будут работать с убытком.

Правда, в АРЕМе сразу заявили, что заявленного КТЖ уровня повышения тарифов в размере 22% не будет. Кроме того, многие цифры, представленные национальным перевозчиком, руководству Агентства показались неубедительными.

«Сегодня у КТЖ нет параметров износа, те проценты, о которых говорилось в докладе, их происхождение нам непонятно. Кроме того, объем инвестиций с 2008 года растет в два раза, а динамика снижения износа – всего 9%, что также непонятно. Нас интересует ценообразование, чтобы не было никаких необоснованных затрат», - заявил заместитель председателя АРЕМа Асылбек Дуйсебаев. Кстати, АРЕМ уже сократил запланированные расходы КТЖ на мероприятия инвестпрограммы, не связанные с МЖС, на 20 млрд. тенге.

Помимо инвестиционной составляющей в тарифе на железнодорожные перевозки значительную роль играет стоимость услуг вагонного парка и локомотивной тяги. В КТЖ наличие проблемы в этом секторе признают. «У нас существует большая проблема в неразвитости инфраструктуры, отсутствие конкуренции предполагает предоставление низкокачественных и более дорогих услуг. Я вижу вопрос только в этом», - пояснил вице-президент по логистике АО «НК «КТЖ» Канат Алпысбаев.

Если обратиться к законодательной стороне вопроса, то с 2004 года по закону Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» возможен закуп и использование локомотивов частными операторами. С этого же года услуги локомотивной тяги выведены из сферы естественных монополий. Однако, до сих пор услуги локомотивной тяги оказывает только АО «Локомотив» - дочерняя компания КТЖ.

В Министерстве транспорта и коммуникаций (МТК) никаких проблем здесь не видят. «В случае если перевозчик захочет выйти на рынок транспортных услуг, то он приобретает свои вагоны, локомотивы, для этого сейчас нет каких-то препятствий, все осуществляется в общем порядке», - сказал начальник управления нормативной работой комитета транспорта и путей сообщений МТК Еркен Жанкуатов.

В то же время, грузоперевозчики констатируют, что они не могут получить «добро» на использование собственных локомотивов. По их мнению, именно КТЖ является главным барьером для развития конкуренции на этом рынке. Аргументы разные. Еще в 2006 году КТЖ аргументировала свои отказы необходимостью отделения функций оператора МЖС от функции перевозочной деятельности.

А вот комментарий от 2013 года, данный Канатом Алпысбаевым на недавнем форуме «Новый Шелковый путь»: «На сегодняшний момент есть ряд причин, по которым локомотивную тягу нельзя сейчас отдавать в конкурентную среду. Во-первых, у нас не решен вопрос кросс-субсидирования убытков в железнодорожных перевозках, т.е. когда убытки пассажирских перевозок компенсируются грузовыми перевозками…».

Очевидно, что в ситуацию должны вмешаться незаинтересованные стороны – Агентство по защите конкуренции и Министерство транспорта и коммуникаций.

К слову в соседней России, которая, как и Казахстан, является частью Единого экономического пространства, шаги по созданию конкуренции на этом рынке начались. Идет активная покупка локомотивов частными перевозчиками. Если мы не активизируемся в этом направлении, то можем упустить существенную долю рынка, как это произошло в свое время с вагонами.

Поскольку железнодорожная инфраструктура касается практически всех и каждого, возникает резонный вопрос, есть ли у нас возможность повлиять на этот процесс?

На публичных слушаниях по тарифу на МЖС поднималось много вопросов, но их участники, к сожалению не получили ответов ни от АРЕМа, ни от КТЖ. Как, например, предложение применить в отрасли тот же принцип, что и в энергетике – «Тариф в обмен на инвестиции». То есть, направлять всю прибыль и амортизационные отчисления на инвестиционные программы, не выплачивая дивидендов собственнику – АО «ФНБ «Самрук-Казына».

…Уже в пятницу у нас будет информация о новых тарифах на услуги МЖС. И со стопроцентной вероятностью до конца месяца подобная заявка поступит в АРЕМ от АО «Локомотив». Остается надеяться, что поставленные вопросы будут услышаны и не останутся без ответа.

 

Высказать свое мнение
Вопрос дня
Как Вы оцениваете проведение выставки ЭКСПО в Казахстане?
  • 1. Позитивно, это способствует повышению международного имиджа страны в мире

  • 2. Позитивно, это позволит привлечь иностранные инвестиции, заключить выгодные контракты

  • 3. Негативно, это неоправданная трата бюджетных средств

  • 4. Негативно, это не способствует повышению экономического уровня развития страны

  • 1. Позитивно, это способствует повышению международного имиджа страны в мире
    24

  • 2. Позитивно, это позволит привлечь иностранные инвестиции, заключить выгодные контракты
    23

  • 3. Негативно, это неоправданная трата бюджетных средств
    89

  • 4. Негативно, это не способствует повышению экономического уровня развития страны
    36

Цифра дня
205 561
человек
посетили ЭКСПО-2017 в первую неделю работы
Цитата дня
Права не возвращать полученные кредиты на самом деле нет ни у кого! Поэтому требование банка вернуть просроченный долг нельзя считать нарушением прав потребителей финансовых услуг
Ерсерик Сийрбаев
Банковский омбудсмен
Курсивъ в соцсетях
Новости партнеров
Loading...
Система Orphus
Войти на сайт
Через соц. сети:
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Ваша оценка принята. Подождите...
Подождите...
Запись добавлена в избранное