USD 328.00 328.60
RUB 5.34 5.38
EUR 405.30 406.40
Валюта бирж
USD/KZT
332.57
+0.000%
EUR/KZT
387.71
+0.000%
RUB/KZT
5.61
+0.000%
EUR/USD
387.71
+0.000%
EUR/CHF
387.71
+0.000%
EUR/JPY
387.71
+0.000%
GBP/USD
437.26
+0.000%
USD/CHF
332.57
+0.000%
USD/JPY
332.57
+0.000%
USD/KZT EUR/KZT RUB/KZT
332.57 387.71 5.61
+0.000% +0.000% +0.000%
Рынки
Нефть Brent
60.44
-0.008%
Нефть WTI
54.26
-0.002%
Золото
1276.7
+0.005%
Серебро
15.16
-0.005%
Платина
979
+0.015%
Никель
115.83
-0.015%
Алюминий
1600.25
-0.007%
Пшеница
417.25
+0.002%
Зерно
364.5
-0.006%
Жилье Алматы
1044
-0.003%
Жилье Астана
945
+0.000%
Нефть Brent Нефть WTI Золото
60.44 54.26 1276.7
-0.008% -0.002% +0.005%
Индексы
KASE
1380.46
+0.003%
Dow Jones
19796.4
+0.002%
Nasdaq
5412.54
-0.006%
FTSE 100
6890.42
-0.009%
S&P 500
2256.96
-0.001%
MICEX
2224.61
+0.007%
RTS
1145.98
+0.031%
DAX
11184.5
-0.002%
CAC 40
4760.77
-0.001%
Hang Seng
22410.2
-0.016%
Nikkei 225
19155
+0.008%
SCI300
3409.18
-0.025%
Ibovespa
59047
-0.025%
BSE Sensex
26515.2
-0.009%
FTSE/JSE
50527.9
-0.007%
KASE Dow Jones Nasdaq
1380.46 19796.4 5412.54
+0.003% +0.002% -0.006%

Горит локомотивам красный свет

20.11.2013 12:26   3669   0 Автор: Асем Касымова

АО «НК «Казакстан темир жолы» направило в Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) заявку на повышение тарифа на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) с 1 января 2014 года. Руководство компании аргументировало это изношенностью магистрали, локомотивного и вагонного парка. Грузоотправители не против модернизации и развития отрасли, но уже при сегодняшних тарифных ставках им приходится нелегко – цены на продукцию на мировых рынках низкие, и в прогнозах нет пока улучшения динамики. Частные операторы и сами прилагают немалые усилия для снижения транспортных расходов, но существующий де-юре конкурентный рынок грузоперевозок де-факто остается монополизированным.

«Повышение тарифов планируется на уровне 15% в целом на грузоперевозки. В общем тарифе на услуги МЖС не превысит 9-10%», - заявил вице-президент АО «НК «КТЖ» Алмас Лепесбаев. В соответствие с Программой по развитию транспортной инфраструктуры на 2010-2014 годы, задача КТЖ – снизить износ магистральной железнодорожной сети, для чего компании необходимы серьезные инвестиции. «Общая потребность МЖС в инвестициях с учетом повышения тарифов составит 134 млрд. тенге, без учета повышения тарифов наши возможности составят порядка 76 млрд. тенге», - отметил господин Лепесбаев.

Предприятия - грузоотправители согласны с необходимостью развития транспортной инфраструктуры и даже сами пополняют свои вагонные парки. «Только за период с 1 июля 2012 по 1 июля 2013 года ТОО «Корпорация «Казахмыс» приобрело около 1000 вагонов ТОО «Казцинк Темир Транс» - порядка 1500 вагонов, ТОО «ТрансКом» 2 000 единиц подвижного состава. Кроме того, свой вагонный парк расширили ТОО «Богатырь Транс», АО «ССГПО» и другие. Мы считаем, что данный фактор (расширение собственного парка) также должен учитываться при расчете общего экономического эффекта от повышения тарифов», - заявил заместитель исполнительного директора АГМП Тулеген Муханов.

Повышение тарифов может быть  ощутимым ударом по финансовой стабильности предприятий отрасли. «В настоящее время по всем базовым металлам (алюминий, медь, стальной прокат и др.) мы наблюдаем не очень благоприятную ценовую конъюнктуру. По сравнению с показателями начала 2013 года цены упали на 10-15%», - отметил Тулеген Муханов.

В сложившейся ситуации компании не имеют возможности повышать цену товара, покрывая тем самым растущие транспортные расходы. Более того, прогнозы на следующий 2014 год – не самые радужные: по словам участников рынка, даже без возросшей транспортной составляющей многие предприятия, возможно, будут работать с убытком.

Правда, в АРЕМе сразу заявили, что заявленного КТЖ уровня повышения тарифов в размере 22% не будет. Кроме того, многие цифры, представленные национальным перевозчиком, руководству Агентства показались неубедительными.

«Сегодня у КТЖ нет параметров износа, те проценты, о которых говорилось в докладе, их происхождение нам непонятно. Кроме того, объем инвестиций с 2008 года растет в два раза, а динамика снижения износа – всего 9%, что также непонятно. Нас интересует ценообразование, чтобы не было никаких необоснованных затрат», - заявил заместитель председателя АРЕМа Асылбек Дуйсебаев. Кстати, АРЕМ уже сократил запланированные расходы КТЖ на мероприятия инвестпрограммы, не связанные с МЖС, на 20 млрд. тенге.

Помимо инвестиционной составляющей в тарифе на железнодорожные перевозки значительную роль играет стоимость услуг вагонного парка и локомотивной тяги. В КТЖ наличие проблемы в этом секторе признают. «У нас существует большая проблема в неразвитости инфраструктуры, отсутствие конкуренции предполагает предоставление низкокачественных и более дорогих услуг. Я вижу вопрос только в этом», - пояснил вице-президент по логистике АО «НК «КТЖ» Канат Алпысбаев.

Если обратиться к законодательной стороне вопроса, то с 2004 года по закону Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» возможен закуп и использование локомотивов частными операторами. С этого же года услуги локомотивной тяги выведены из сферы естественных монополий. Однако, до сих пор услуги локомотивной тяги оказывает только АО «Локомотив» - дочерняя компания КТЖ.

В Министерстве транспорта и коммуникаций (МТК) никаких проблем здесь не видят. «В случае если перевозчик захочет выйти на рынок транспортных услуг, то он приобретает свои вагоны, локомотивы, для этого сейчас нет каких-то препятствий, все осуществляется в общем порядке», - сказал начальник управления нормативной работой комитета транспорта и путей сообщений МТК Еркен Жанкуатов.

В то же время, грузоперевозчики констатируют, что они не могут получить «добро» на использование собственных локомотивов. По их мнению, именно КТЖ является главным барьером для развития конкуренции на этом рынке. Аргументы разные. Еще в 2006 году КТЖ аргументировала свои отказы необходимостью отделения функций оператора МЖС от функции перевозочной деятельности.

А вот комментарий от 2013 года, данный Канатом Алпысбаевым на недавнем форуме «Новый Шелковый путь»: «На сегодняшний момент есть ряд причин, по которым локомотивную тягу нельзя сейчас отдавать в конкурентную среду. Во-первых, у нас не решен вопрос кросс-субсидирования убытков в железнодорожных перевозках, т.е. когда убытки пассажирских перевозок компенсируются грузовыми перевозками…».

Очевидно, что в ситуацию должны вмешаться незаинтересованные стороны – Агентство по защите конкуренции и Министерство транспорта и коммуникаций.

К слову в соседней России, которая, как и Казахстан, является частью Единого экономического пространства, шаги по созданию конкуренции на этом рынке начались. Идет активная покупка локомотивов частными перевозчиками. Если мы не активизируемся в этом направлении, то можем упустить существенную долю рынка, как это произошло в свое время с вагонами.

Поскольку железнодорожная инфраструктура касается практически всех и каждого, возникает резонный вопрос, есть ли у нас возможность повлиять на этот процесс?

На публичных слушаниях по тарифу на МЖС поднималось много вопросов, но их участники, к сожалению не получили ответов ни от АРЕМа, ни от КТЖ. Как, например, предложение применить в отрасли тот же принцип, что и в энергетике – «Тариф в обмен на инвестиции». То есть, направлять всю прибыль и амортизационные отчисления на инвестиционные программы, не выплачивая дивидендов собственнику – АО «ФНБ «Самрук-Казына».

…Уже в пятницу у нас будет информация о новых тарифах на услуги МЖС. И со стопроцентной вероятностью до конца месяца подобная заявка поступит в АРЕМ от АО «Локомотив». Остается надеяться, что поставленные вопросы будут услышаны и не останутся без ответа.

 

Высказать свое мнение
Вопрос дня
В России заблокировали Telegram. Как Вы думаете, произойдет ли у нас то же самое?
  • Да, этот мессенджер мешает в борьбе против терроризма и экстремизма

  • Скорее всего, так как казахстанская власть захочет поддержать российскую

  • Нет, Telegram не нарушает законы Казахстана

  • Не знаю, так как использую другие мессенджеры

  • Да, этот мессенджер мешает в борьбе против терроризма и экстремизма
    113

  • Скорее всего, так как казахстанская власть захочет поддержать российскую
    127

  • Нет, Telegram не нарушает законы Казахстана
    160

  • Не знаю, так как использую другие мессенджеры
    108

Цифра дня
Более 5 млн
мигрантов
въехало в Казахстан за последние 3 года
Цитата дня
Мне непонятно, в последнее время каждого председателя Нацбанка, который непосредственно подчинен президенту и есть закон соответствующий, и каждого министра депутаты стали приглашать и "ставить на ковер". Так не должно быть. Надо прекратить такую работу, это неправильно. Мы никогда так не работали
Нурсултан Назарбаев
Президент Республики Казахстан
Новости партнеров
Loading...

Система Orphus
Войти на сайт
Через соц. сети:
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Ваша оценка принята. Подождите...
Подождите...
Запись добавлена в избранное