USD 334.30 334.48
RUB 5.66 5.70
EUR 386.50 387.31
Валюта бирж
USD/KZT
332.57
+0.000%
EUR/KZT
387.71
+0.000%
RUB/KZT
5.61
+0.000%
EUR/USD
387.71
+0.000%
EUR/CHF
387.71
+0.000%
EUR/JPY
387.71
+0.000%
GBP/USD
437.26
+0.000%
USD/CHF
332.57
+0.000%
USD/JPY
332.57
+0.000%
USD/KZT EUR/KZT RUB/KZT
332.57 387.71 5.61
+0.000% +0.000% +0.000%
Рынки
Нефть Brent
60.44
-0.008%
Нефть WTI
54.26
-0.002%
Золото
1276.7
+0.005%
Серебро
15.16
-0.005%
Платина
979
+0.015%
Никель
115.83
-0.015%
Алюминий
1600.25
-0.007%
Пшеница
417.25
+0.002%
Зерно
364.5
-0.006%
Жилье Алматы
1044
-0.003%
Жилье Астана
945
+0.000%
Нефть Brent Нефть WTI Золото
60.44 54.26 1276.7
-0.008% -0.002% +0.005%
Индексы
KASE
1380.46
+0.003%
Dow Jones
19796.4
+0.002%
Nasdaq
5412.54
-0.006%
FTSE 100
6890.42
-0.009%
S&P 500
2256.96
-0.001%
MICEX
2224.61
+0.007%
RTS
1145.98
+0.031%
DAX
11184.5
-0.002%
CAC 40
4760.77
-0.001%
Hang Seng
22410.2
-0.016%
Nikkei 225
19155
+0.008%
SCI300
3409.18
-0.025%
Ibovespa
59047
-0.025%
BSE Sensex
26515.2
-0.009%
FTSE/JSE
50527.9
-0.007%
KASE Dow Jones Nasdaq
1380.46 19796.4 5412.54
+0.003% +0.002% -0.006%

Тариф замедленного действия

30.01.2014 10:04   5848   0 Автор: Азат МУРТАЗИН, Динара БЕКМАГАМБЕТОВА

Премьер-министр Серик Ахметов поручил Министерству транспорта и коммуникаций (МТК) и госфонду «Самрук-Казына» рассмотреть вопрос введения льготных тарифов на грузоперевозки по железной дороге для экспортеров. По его словам, увеличение тарифов сдерживает рост отраслей экономики Казахстана. При этом транзитные страны, в отличие от АО НК «КТЖ», предоставляют льготы казахстанским экспортерам.

Премьер-министр Серик Ахметов поручил МТК, госфонду «Самрук-Казына» и другим заинтересованным госорганам изучить и внести предложения по выявлению мер поддержки экспортеров в части возможности получения льготных тарифных услуг и субсидирования тарифов перевозок. «Нам предстоит продумать сбалансированную тарифную политику на среднесрочный период, учитывая интересы всех отраслей экономики нашей страны», – заявил он.

По словам главы правительства, за последние пять лет средний уровень повышения тарифа на перевозку грузов железнодорожным транспортом повысился на 12%. «Увеличение тарифов на железнодорожные перевозки и в целом на грузовые перевозки не должно сдерживать роста отраслей экономики Казахстана. Надо продумать все возможные варианты снижения стоимости транспортных расходов для экспортеров», – добавил г-н Ахметов.

Министерство индустрии и новых технологий предлагает снизить транспортные затраты при экспорте посредством гарантирования объёмов перевозок. Об этом сообщил представитель министерства, заместитель председателя национального агентства по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» Мейержан Майкенов во время презентации Национальной экспортной стратегии РК.  Презентация и обсуждение стратегии прошли в Национальной Палате Предпринимателей (НПП) с участием представителей государственных органов и предпринимателей.

«На сегодняшний день очень актуален вопрос об увеличении транспортных тарифов, особенно железнодорожных (на 15% ежегодно). Это, в свою очередь, приводит к тому, что транспортная составляющая в экспорте доходит до 30%, в то время как в странах Европейского союза норма – 5%. Соответственно, это удорожает и конечную стоимость казахстанского экспорта, это -  угроза потери рынков, снижения объёмов. По нашим данным, 60%  перевозок обработанной продукции пришлось только на железнодорожный транспорт, поэтому мы предлагаем сейчас совместно с КТЖ отработать механизм снижения транспортных затрат», - пояснил Майкенов. По его словам, осуществлять экспедирование грузоперевозок будет АО «KTZExpress», дочерняя компания КТЖ.  Экспортёру будет предоставлена скидка при транспортировке в случае выполнения им заранее согласованного объёма груза. Заместитель председателя «KAZNEX INVEST» подчеркнул, что такая практика успешно применяется Узбекистаном при перевозке хлопка через Казахстан в Китай, и добавил, что в агентстве уже давно задумывались над этой проблемой. «Мы предлагали субсидировать транспортные затраты, но в рамках Таможенного союза такие меры запрещены, то есть относятся к категории промышленных субсидий. Соответственно, у нас нет сейчас возможности субсидировать транспорт. Такие механизмы, как гарантирование объёмов перевозок, думаем, смогут повлиять на стоимость транспортных затрат» - отметил он.

Доля перевозок в конечной стоимости товара, по оценкам компаний ГМК, достигает 35% и зависит от исходной цены самого товара на мировых рынках. «Чем дешевле товар, тем больше на его цене сказывается удорожание всевозможных составляющих, в том числе транспортной. В первую очередь это отражается на цене такого социально важного товара, как уголь. В конечной цене угля транспортные издержки по его доставке в отдаленные районы Казахстана вырастают до 60-70%», – пояснил ситуацию исполнительный директор АГМП Николай Радостовец.

С начала текущего года тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети выросли в среднем больше чем на 10%. Если говорить точнее, то на перевозку цветной руды на 9,97%, глинозема – 10%, каменного угля – 10,09%, цветных, черных металлов, проката из них, а также лома – 11,97%, железной руды – 11,99%.

При этом ситуация с мировыми ценами на металлы остается неблагоприятной. По сравнению с показателями начала 2013 года, к концу прошлого года цены упали на 10-15%, алюминий подешевел на 14,2%. «Сейчас его цена упала до $1790 за тонну, что ниже себестоимости алюминия, произведенного на Казахстанском электролизном заводе. Медь подешевела за год на 10,7%, золото на 26%, цинк почти на 6,5%. В целом это привело к спаду производства (производство стали уменьшилось на 18%, угля – более чем на 2,5%)», – отмечает г-н Радостовец.

Нельзя забывать о широкой географии экспорта продукции казахстанского ГМК. «Мы поставляем товар не только в соседние Россию и Китай, но везем его также в Европу, США, Японию и другие страны. В большинстве случаев перевозки осуществляются ж/д транспортом. Поэтому полагаем, что поддержание грузооборота – это государственно важная задача, так как развитие происходит циклично – от сверхдоходов и, соответственно, высоких платежей в бюджет до падения прибылей до нуля», – считает глава АГМП.

В Казахстане целый ряд предприятий, продукция которых направлена на зарубежные рынки. К примеру, производитель минеральных удобрений ТОО «Казфосфат» экспортирует более 90% произведенной продукции. Как отмечает генеральный директор ТОО «Казфосфат» Мукаш Искандиров, с начала 2014 года тариф на перевозку химикатов вырос на 10,7%, на минеральные удобрения – на 11%. В 2013 году расходы на перевозки грузов ТОО «Казфосфат» составили около 7,5 млрд тенге или 17% от общей статьи расходов. «Помимо тарифов, вознаграждение оператора («Казтемиртранс») выросло на 10,7%. В предыдущие годы отмечался рост тарифов в таких же пределах, и это не может не беспокоить нашу компанию, ведь несмотря на удаленность от рынков сбыта, а также жесткую конкуренцию со стороны азиатских стран на рынке ЕС, наша компания предпринимает многие усилия для сохранения и увеличения объемов экспорта готовой продукции», – добавил он.

Стоит отметить, что в 2014 году «Российские железные дороги» не поднимали стоимости грузовых перевозок, а некоторые транзитные страны (Украина, Литва) предоставили понижающие коэффициенты на перевозки некоторых групп товаров производства ТОО «Казфосфат». «В попытке найти решение, несколько лет подряд мы обращались в АО НК «КТЖ» с запросами на предоставление скидок на перевозки, но, к сожалению, постоянно получали отказы, мотивированные тем, что компания не выполнит своих инвестиционных программ», – пояснил М. Искандиров.

Заместитель генерального директора ТОО «КазАзот» Тахмина Нагуманова отмечает, что с ростом тарифов на грузоперевозки абсолютно невыгодным становится экспорт в страны ЕС. «Наша рентабельность порядка 5-10% и с каждым годом становится все трудней удержать ее на уровне. В это же время АО НК «КТЖ» рапортует о чистой прибыли, которая превысила ожидания компании (в 2013 году порядка 117 млрд тенге – kursiv.kz). При этом неизвестно, идет ли она на модернизацию или на выплату дивидендов», – сетует она.

Многие предприятия сами ищут выход из ситуации, находя новые маршруты доставки продукции потребителям. Например, открытие маршрута Достык-Алашанькоу позволило существенно снизить транспортные расходы АО «ТНК «Казхром» (ENRC), которое ранее доставляло ферросплавы в Восточную Азию через порт Клайпеда (Литва). «Но и этого мало, в условиях сложной рыночной конъюнктуры и ежегодного повышения железнодорожных тарифов этих мер оказывается недостаточно для сдерживания роста транспортной составляющей в себестоимости конечной продукции», – сообщилиkursiv.kz в пресс-службе ENRC.

Николай Радостовец предлагает несколько вариантов выхода из ситуации. «Например, можно было бы пересмотреть ставки по НДПИ, продумать механизм временного освобождения компаний от ряда налогов на землю и имущество, чтобы в сложный период поддержать их. Нужно серьезно поставить на заседании Правительства вопрос и принять решение, по какому из двух путей пойти – следовать ли примеру России, а значит субсидировать в таких случаях железную дорогу и при этом предоставлять скидки грузоперевозчикам или потерять экспортера, а как следствие – плательщика налогов и огромное количество рабочих мест», – считает он.

По словам главы АГМП, государственная поддержка сейчас необходима как никогда: «Это важно, потому как во многих случаях речь идет о градообразующих предприятиях и тысячах людей, занятых на них. Бизнес ждет от государства конкретных мер поддержки. Наши экспортеры участвуют в жесткой конкурентной борьбе на мировых рынках. Цены циклично, при этом совершенно непредсказуемо меняются. То поднимаются, то падают ниже себестоимости».

Экспортеры и АГМП поддерживают премьер-министра С. Ахметова, который обратил внимание на эту проблему и поручил предоставить скидки на перевозку грузов отечественным экспортерам. «Только теперь важно, чтобы госорганы не подошли к данному поручению формально. АРЕМ и АЗК надо срочно заняться реализацией поручения премьер-министра по предоставлению скидок на перевозки грузов железнодорожным транспортом, выработать при участии министерства экономики политику в этом вопросе, согласовать ее с участниками рынка и внести поправки в действующее законодательство», – заключил Н. Радостовец.

На необходимость оптимизации затрат на другие виды транспортировки указал эксперт из Комитета транспорта, логистики и связи НПП Касым Хамзин. «Экспорт - он не только ЖД, но и авиа, морской,  и автомобильный. У каждой отрасли транспорта есть свои системные проблемы, и один механизм не может полностью их решить. Например, если брать контейнерные перевозки, тот тут есть такие барьеры, как очень большой перечень документов, также внутри России на контейнерные перевозки у нас очень высокий тариф (порядка 4,200 долларов) на экспорт, хотя во многих странах это в два, три раза ниже» - заметил он, и предложил заняться развитием, в частности, речного вида транспорта. «Мы не имеем выхода к морю, но у нас есть внутренние воды. Экспорт в российские города-миллионники возможно сделать через Урал, то есть какими-то новыми путями» - заявил Хамзин. 

 

Высказать свое мнение
Вопрос дня
Тема криптовалют сегодня становится все более популярной в мире и в Казахстане, в частности. Этот рынок пока никак не регулируется. А что Вы думаете о криптовалютах?
  • Криптовалюты – это пузырь, который рано или поздно лопнет

  • Криптовалюты – это финансовая пирамида, которая также когда-нибудь рухнет

  • Криптовалюты – это новый вид валюты, у которой большое будущее

  • Криптовалюты – это новый эффективный инструмент для инвестиций

  • Криптовалюты – это пузырь, который рано или поздно лопнет
    46

  • Криптовалюты – это финансовая пирамида, которая также когда-нибудь рухнет
    34

  • Криптовалюты – это новый вид валюты, у которой большое будущее
    24

  • Криптовалюты – это новый эффективный инструмент для инвестиций
    7

Цифра дня
447
тысяч тенге
в среднем должен банкам каждый работающий казахстанец
Цитата дня
Много обсуждается, что банки аффилированные, что за каждым банком стоят люди, и за Halyk bank тоже. Но думаю, что очень важна процедура управления. Мы все работаем в одинаковых законодательных условиях, в одной макроэкономической среде. Но почему кто-то позволяет себе злоупотреблять законодательством, а кто-то нет? Вопрос, в первую очередь, к акционерам и к тому, как они выстраивают корпоративное управление. Когда в управление приходят ни дня не работавшие в банке люди и начинают принимать очень рискованные решения, потом возникает много вопросов
Умут Шаяхметова
председатель правления Halyk Bank
Курсивъ в соцсетях
Новости партнеров
Loading...

Система Orphus
Войти на сайт
Через соц. сети:
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Ваша оценка принята. Подождите...
Подождите...
Запись добавлена в избранное