USD 328.00 328.60
RUB 5.34 5.38
EUR 405.30 406.40
Валюта бирж
USD/KZT
332.57
+0.000%
EUR/KZT
387.71
+0.000%
RUB/KZT
5.61
+0.000%
EUR/USD
387.71
+0.000%
EUR/CHF
387.71
+0.000%
EUR/JPY
387.71
+0.000%
GBP/USD
437.26
+0.000%
USD/CHF
332.57
+0.000%
USD/JPY
332.57
+0.000%
USD/KZT EUR/KZT RUB/KZT
332.57 387.71 5.61
+0.000% +0.000% +0.000%
Рынки
Нефть Brent
60.44
-0.008%
Нефть WTI
54.26
-0.002%
Золото
1276.7
+0.005%
Серебро
15.16
-0.005%
Платина
979
+0.015%
Никель
115.83
-0.015%
Алюминий
1600.25
-0.007%
Пшеница
417.25
+0.002%
Зерно
364.5
-0.006%
Жилье Алматы
1044
-0.003%
Жилье Астана
945
+0.000%
Нефть Brent Нефть WTI Золото
60.44 54.26 1276.7
-0.008% -0.002% +0.005%
Индексы
KASE
1380.46
+0.003%
Dow Jones
19796.4
+0.002%
Nasdaq
5412.54
-0.006%
FTSE 100
6890.42
-0.009%
S&P 500
2256.96
-0.001%
MICEX
2224.61
+0.007%
RTS
1145.98
+0.031%
DAX
11184.5
-0.002%
CAC 40
4760.77
-0.001%
Hang Seng
22410.2
-0.016%
Nikkei 225
19155
+0.008%
SCI300
3409.18
-0.025%
Ibovespa
59047
-0.025%
BSE Sensex
26515.2
-0.009%
FTSE/JSE
50527.9
-0.007%
KASE Dow Jones Nasdaq
1380.46 19796.4 5412.54
+0.003% +0.002% -0.006%

Тариф замедленного действия

30.01.2014 10:04   6710   0 Автор: Азат МУРТАЗИН, Динара БЕКМАГАМБЕТОВА

Премьер-министр Серик Ахметов поручил Министерству транспорта и коммуникаций (МТК) и госфонду «Самрук-Казына» рассмотреть вопрос введения льготных тарифов на грузоперевозки по железной дороге для экспортеров. По его словам, увеличение тарифов сдерживает рост отраслей экономики Казахстана. При этом транзитные страны, в отличие от АО НК «КТЖ», предоставляют льготы казахстанским экспортерам.

Премьер-министр Серик Ахметов поручил МТК, госфонду «Самрук-Казына» и другим заинтересованным госорганам изучить и внести предложения по выявлению мер поддержки экспортеров в части возможности получения льготных тарифных услуг и субсидирования тарифов перевозок. «Нам предстоит продумать сбалансированную тарифную политику на среднесрочный период, учитывая интересы всех отраслей экономики нашей страны», – заявил он.

По словам главы правительства, за последние пять лет средний уровень повышения тарифа на перевозку грузов железнодорожным транспортом повысился на 12%. «Увеличение тарифов на железнодорожные перевозки и в целом на грузовые перевозки не должно сдерживать роста отраслей экономики Казахстана. Надо продумать все возможные варианты снижения стоимости транспортных расходов для экспортеров», – добавил г-н Ахметов.

Министерство индустрии и новых технологий предлагает снизить транспортные затраты при экспорте посредством гарантирования объёмов перевозок. Об этом сообщил представитель министерства, заместитель председателя национального агентства по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» Мейержан Майкенов во время презентации Национальной экспортной стратегии РК.  Презентация и обсуждение стратегии прошли в Национальной Палате Предпринимателей (НПП) с участием представителей государственных органов и предпринимателей.

«На сегодняшний день очень актуален вопрос об увеличении транспортных тарифов, особенно железнодорожных (на 15% ежегодно). Это, в свою очередь, приводит к тому, что транспортная составляющая в экспорте доходит до 30%, в то время как в странах Европейского союза норма – 5%. Соответственно, это удорожает и конечную стоимость казахстанского экспорта, это -  угроза потери рынков, снижения объёмов. По нашим данным, 60%  перевозок обработанной продукции пришлось только на железнодорожный транспорт, поэтому мы предлагаем сейчас совместно с КТЖ отработать механизм снижения транспортных затрат», - пояснил Майкенов. По его словам, осуществлять экспедирование грузоперевозок будет АО «KTZExpress», дочерняя компания КТЖ.  Экспортёру будет предоставлена скидка при транспортировке в случае выполнения им заранее согласованного объёма груза. Заместитель председателя «KAZNEX INVEST» подчеркнул, что такая практика успешно применяется Узбекистаном при перевозке хлопка через Казахстан в Китай, и добавил, что в агентстве уже давно задумывались над этой проблемой. «Мы предлагали субсидировать транспортные затраты, но в рамках Таможенного союза такие меры запрещены, то есть относятся к категории промышленных субсидий. Соответственно, у нас нет сейчас возможности субсидировать транспорт. Такие механизмы, как гарантирование объёмов перевозок, думаем, смогут повлиять на стоимость транспортных затрат» - отметил он.

Доля перевозок в конечной стоимости товара, по оценкам компаний ГМК, достигает 35% и зависит от исходной цены самого товара на мировых рынках. «Чем дешевле товар, тем больше на его цене сказывается удорожание всевозможных составляющих, в том числе транспортной. В первую очередь это отражается на цене такого социально важного товара, как уголь. В конечной цене угля транспортные издержки по его доставке в отдаленные районы Казахстана вырастают до 60-70%», – пояснил ситуацию исполнительный директор АГМП Николай Радостовец.

С начала текущего года тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети выросли в среднем больше чем на 10%. Если говорить точнее, то на перевозку цветной руды на 9,97%, глинозема – 10%, каменного угля – 10,09%, цветных, черных металлов, проката из них, а также лома – 11,97%, железной руды – 11,99%.

При этом ситуация с мировыми ценами на металлы остается неблагоприятной. По сравнению с показателями начала 2013 года, к концу прошлого года цены упали на 10-15%, алюминий подешевел на 14,2%. «Сейчас его цена упала до $1790 за тонну, что ниже себестоимости алюминия, произведенного на Казахстанском электролизном заводе. Медь подешевела за год на 10,7%, золото на 26%, цинк почти на 6,5%. В целом это привело к спаду производства (производство стали уменьшилось на 18%, угля – более чем на 2,5%)», – отмечает г-н Радостовец.

Нельзя забывать о широкой географии экспорта продукции казахстанского ГМК. «Мы поставляем товар не только в соседние Россию и Китай, но везем его также в Европу, США, Японию и другие страны. В большинстве случаев перевозки осуществляются ж/д транспортом. Поэтому полагаем, что поддержание грузооборота – это государственно важная задача, так как развитие происходит циклично – от сверхдоходов и, соответственно, высоких платежей в бюджет до падения прибылей до нуля», – считает глава АГМП.

В Казахстане целый ряд предприятий, продукция которых направлена на зарубежные рынки. К примеру, производитель минеральных удобрений ТОО «Казфосфат» экспортирует более 90% произведенной продукции. Как отмечает генеральный директор ТОО «Казфосфат» Мукаш Искандиров, с начала 2014 года тариф на перевозку химикатов вырос на 10,7%, на минеральные удобрения – на 11%. В 2013 году расходы на перевозки грузов ТОО «Казфосфат» составили около 7,5 млрд тенге или 17% от общей статьи расходов. «Помимо тарифов, вознаграждение оператора («Казтемиртранс») выросло на 10,7%. В предыдущие годы отмечался рост тарифов в таких же пределах, и это не может не беспокоить нашу компанию, ведь несмотря на удаленность от рынков сбыта, а также жесткую конкуренцию со стороны азиатских стран на рынке ЕС, наша компания предпринимает многие усилия для сохранения и увеличения объемов экспорта готовой продукции», – добавил он.

Стоит отметить, что в 2014 году «Российские железные дороги» не поднимали стоимости грузовых перевозок, а некоторые транзитные страны (Украина, Литва) предоставили понижающие коэффициенты на перевозки некоторых групп товаров производства ТОО «Казфосфат». «В попытке найти решение, несколько лет подряд мы обращались в АО НК «КТЖ» с запросами на предоставление скидок на перевозки, но, к сожалению, постоянно получали отказы, мотивированные тем, что компания не выполнит своих инвестиционных программ», – пояснил М. Искандиров.

Заместитель генерального директора ТОО «КазАзот» Тахмина Нагуманова отмечает, что с ростом тарифов на грузоперевозки абсолютно невыгодным становится экспорт в страны ЕС. «Наша рентабельность порядка 5-10% и с каждым годом становится все трудней удержать ее на уровне. В это же время АО НК «КТЖ» рапортует о чистой прибыли, которая превысила ожидания компании (в 2013 году порядка 117 млрд тенге – kursiv.kz). При этом неизвестно, идет ли она на модернизацию или на выплату дивидендов», – сетует она.

Многие предприятия сами ищут выход из ситуации, находя новые маршруты доставки продукции потребителям. Например, открытие маршрута Достык-Алашанькоу позволило существенно снизить транспортные расходы АО «ТНК «Казхром» (ENRC), которое ранее доставляло ферросплавы в Восточную Азию через порт Клайпеда (Литва). «Но и этого мало, в условиях сложной рыночной конъюнктуры и ежегодного повышения железнодорожных тарифов этих мер оказывается недостаточно для сдерживания роста транспортной составляющей в себестоимости конечной продукции», – сообщилиkursiv.kz в пресс-службе ENRC.

Николай Радостовец предлагает несколько вариантов выхода из ситуации. «Например, можно было бы пересмотреть ставки по НДПИ, продумать механизм временного освобождения компаний от ряда налогов на землю и имущество, чтобы в сложный период поддержать их. Нужно серьезно поставить на заседании Правительства вопрос и принять решение, по какому из двух путей пойти – следовать ли примеру России, а значит субсидировать в таких случаях железную дорогу и при этом предоставлять скидки грузоперевозчикам или потерять экспортера, а как следствие – плательщика налогов и огромное количество рабочих мест», – считает он.

По словам главы АГМП, государственная поддержка сейчас необходима как никогда: «Это важно, потому как во многих случаях речь идет о градообразующих предприятиях и тысячах людей, занятых на них. Бизнес ждет от государства конкретных мер поддержки. Наши экспортеры участвуют в жесткой конкурентной борьбе на мировых рынках. Цены циклично, при этом совершенно непредсказуемо меняются. То поднимаются, то падают ниже себестоимости».

Экспортеры и АГМП поддерживают премьер-министра С. Ахметова, который обратил внимание на эту проблему и поручил предоставить скидки на перевозку грузов отечественным экспортерам. «Только теперь важно, чтобы госорганы не подошли к данному поручению формально. АРЕМ и АЗК надо срочно заняться реализацией поручения премьер-министра по предоставлению скидок на перевозки грузов железнодорожным транспортом, выработать при участии министерства экономики политику в этом вопросе, согласовать ее с участниками рынка и внести поправки в действующее законодательство», – заключил Н. Радостовец.

На необходимость оптимизации затрат на другие виды транспортировки указал эксперт из Комитета транспорта, логистики и связи НПП Касым Хамзин. «Экспорт - он не только ЖД, но и авиа, морской,  и автомобильный. У каждой отрасли транспорта есть свои системные проблемы, и один механизм не может полностью их решить. Например, если брать контейнерные перевозки, тот тут есть такие барьеры, как очень большой перечень документов, также внутри России на контейнерные перевозки у нас очень высокий тариф (порядка 4,200 долларов) на экспорт, хотя во многих странах это в два, три раза ниже» - заметил он, и предложил заняться развитием, в частности, речного вида транспорта. «Мы не имеем выхода к морю, но у нас есть внутренние воды. Экспорт в российские города-миллионники возможно сделать через Урал, то есть какими-то новыми путями» - заявил Хамзин. 

 

Высказать свое мнение
Вопрос дня
В России заблокировали Telegram. Как Вы думаете, произойдет ли у нас то же самое?
  • Да, этот мессенджер мешает в борьбе против терроризма и экстремизма

  • Скорее всего, так как казахстанская власть захочет поддержать российскую

  • Нет, Telegram не нарушает законы Казахстана

  • Не знаю, так как использую другие мессенджеры

  • Да, этот мессенджер мешает в борьбе против терроризма и экстремизма
    113

  • Скорее всего, так как казахстанская власть захочет поддержать российскую
    127

  • Нет, Telegram не нарушает законы Казахстана
    160

  • Не знаю, так как использую другие мессенджеры
    108

Цифра дня
Более 5 млн
мигрантов
въехало в Казахстан за последние 3 года
Цитата дня
Мне непонятно, в последнее время каждого председателя Нацбанка, который непосредственно подчинен президенту и есть закон соответствующий, и каждого министра депутаты стали приглашать и "ставить на ковер". Так не должно быть. Надо прекратить такую работу, это неправильно. Мы никогда так не работали
Нурсултан Назарбаев
Президент Республики Казахстан
Новости партнеров
Loading...

Система Orphus
Войти на сайт
Через соц. сети:
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Ваша оценка принята. Подождите...
Подождите...
Запись добавлена в избранное