Мир за кулисами

Опубликовано (обновлено )
Есть такая расхожая фраза, что театр начинается с вешалки. Для зрителя это, возможно, так и есть. Но на самом деле театр начинается с производственных цехов – есть там и такие! И каждый спектакль – плод долгого и кропотливого труда огромного количества людей

Есть такая расхожая фраза, что театр начинается с вешалки. Для зрителя это, возможно, так и есть. Но на самом деле театр начинается с производственных цехов – есть там и такие! И каждый спектакль – плод долгого и кропотливого труда огромного количества людей. Причем те, кого мы видим на сцене и в оркестровой яме – это всего лишь верхушка айсберга. Kursiv.kz удалось побывать за кулисами ГАТОБ им. Абая и своими глазами увидеть как твориться чудо, именуемое театром.

Итак, театр за кулисами мало похож на театр, к которому привыкли зрители. По ту сторону сцены нет величественных залов, освещенных тысячами огней нарядных люстр. Зато за сценой нас ждут тысячи (так, во всяком случае мне показалось) коридоров и переходов. Почему так много? Да потому, что после одного-двух поворотов обреченно понимаешь, что в одиночестве плутать тут придется долго. Коридоры-повороты-переходы. Невольно вспоминается герой Семена Фарады из «Чародеев»…

А еще театральные коридоры заполнены звуками. Здесь настраивают инструменты музыканты, за поворотом распевается хор, чуть дальше поют солисты, за этой дверью слышится звук фортепиано – здесь идет репетиция артистов балета.

В некоторых местах можно встретить вот такие старые зеркала. Именно они стояли в гримерках артистов много лет назад.

Первое, с чего начинается оформление спектакля – это костюмы и декорация. То есть картинка. Создают ее мастера здесь же в театре. К сожалению, попасть в мастерскую, где создают декорации к спектаклям, нам не удалось. Зато в пошивочном цеху нас встретили очень радушно. Здесь оживают эскизы костюмов.

Надо сказать, что театральный костюм – это искусство, которым владеют далеко не все. То есть для того, чтобы работать в такой мастерской, просто хорошей швеей быть мало: надо знать просто невероятное количество тонкостей, которые позволят костюму «сидеть» идеально в любых ситуациях. К примеру, в случае артистов балета это очень важный момент.

Каждый костюм шьется по меркам конкретного артиста, который будет играть ту или иную роль. Но мы же понимаем, что актерский состав время от времени меняется, а костюмы шьются не на год-два, а на гораздо больший срок. Так вот, при необходимости мастера швейного цеха могут в кратчайшие сроки перешить костюм для нового исполнителя. Причем не только ушить, но и расставить (для этого в костюме изначально закладываются большие припуски на швы).

Помимо костюмов в театре изготавливается и обувь. Правда, в основном, для «массовок».

Из швейной мастерской костюмы попадают в костюмерные, где за них отвечают, соответственно, костюмеры. К слову, профессия эта в театре не только нужная, но и весьма уважаемая. Многие артисты называют своих костюмеров мамами, поскольку именно они готовят и подбирают одежду.

Помимо того, что костюмер во всем многообразии должен не только найти костюм необходимого размера, но и собрать полный комплект (то есть вместе со всеми аксессуарами), в его обязанности входит еще и уход за костюмами. Понятное дело, что стирать их после каждого спектакля нельзя, поэтому дело ограничивается горячим утюгом. А раз в несколько спектаклей костюмы подвергаются химчистке.

Следующие, кто необходим артистам для создания сценического образа – гримеры.

Надо сказать, что еще некоторое время назад все необходимое гримеры делали своими руками. В том числе шили парики, бороды, брови и ресницы. В последнее время необходимость в этом отпала – многое из вышеперечисленного можно купить уже в готовом виде. Что к слову, не только облегчило труд гримеров, но и позволило им уходить на пенсию не лишившись зрения, как это частенько бывало раньше (тонкая работа по созданию ресниц, к примеру, очень этому способствовала). Говоря о театральном гриме, надо помнить, что он значительно отличается от макияжа (даже вечернего). Так же как и в случае с костюмами, у гримеров очень много хитростей.

В частности, они до сих пор пользуются «бабушкиными» щипцами для завивки локонов и подкручивания ресниц. Да-да, теми самыми, которые надо нагревать на плитке. Казалось бы, зачем такие сложности при наличии всевозможных электрических плоек? Однако ни одна из них не может создать локоны лучше, нежели именно такие щипцы.

Для того, чтобы создать эффект отсутствия зубов используется тот же грим. Но для того, чтобы результат сохранился до конца спектакля, закрепляется он… клеем для ресниц (а запах у него, надо сказать, сногсшибательный).

Поскольку театральный грим разительно отличается от обычной косметики, снимается он исключительно… вазелином. Правда, в последнее время актеры стали пользоваться и мицелярной водой.

За установку декораций отвечают рабочие сцены. Здесь их 12. И каждый из них несет ответственность за актеров. Дело в том, что неправильно или плохо закрепленная декорация вполне может убить находящихся на сцене. Поэтому работа эта более чем ответственная, а применительно конкретно к ГАТОБ им. Абая еще и тяжеля в том плане, что это репертуарный театр и спектакли здесь меняются изо дня в день, соответственно полностью менять декорации тоже приходится ежедневно.

Все готовые декорации хранятся на складе. И если с «жесткими» декорациями все более менее понятно…

…то склад мягких декораций выглядит примерно так.

То есть без опытного кладовщика найти здесь что-либо, согласитесь, очень проблематично. Именно поэтому в театре очень важна преемственность поколений.

Декорации вывешиваются на колосниках, которые служат для установки блоков сценических механизмов используются для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля и сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

Сцена оттуда выглядит вот так.

Для сравнения вид снизу.

Откровенно говоря, даже смотреть вниз, не то что работать здесь, жутковато. Работники колосников к высоте относятся спокойно и философски. При необходимости по маленьким мосткам добираются до нужного места (вдруг что-то там запуталось). Единственное, что вызывает некоторые опасения – это смена декораций в полной темноте (в спектаклях такое не редкость). Дело в том, что в этот момент также в темноте работники сцены меняют свои декорации. И хотя, они знают о том, что одновременно с ними работает и подъемное оборудование, есть риск, что опускающиеся сверху декорации или осветительные приборы могут кого-нибудь из них травмировать.

Сама сцена также гораздо больше, нежели мы привыкли видеть из зрительного зала. Границей между главной сценой и ее передней частью служит красная линия. Все, что находится за ее пределами оказывается в поле зрения зрителя.

А вот так выглядит зрительный зал глазами актеров.

А вот и привычный нам ракурс.

Читайте также