USD 328.00 328.60
RUB 5.34 5.38
EUR 405.30 406.40
Валюта бирж
USD/KZT
332.57
+0.000%
EUR/KZT
387.71
+0.000%
RUB/KZT
5.61
+0.000%
EUR/USD
387.71
+0.000%
EUR/CHF
387.71
+0.000%
EUR/JPY
387.71
+0.000%
GBP/USD
437.26
+0.000%
USD/CHF
332.57
+0.000%
USD/JPY
332.57
+0.000%
USD/KZT EUR/KZT RUB/KZT
332.57 387.71 5.61
+0.000% +0.000% +0.000%
Рынки
Нефть Brent
60.44
-0.008%
Нефть WTI
54.26
-0.002%
Золото
1276.7
+0.005%
Серебро
15.16
-0.005%
Платина
979
+0.015%
Никель
115.83
-0.015%
Алюминий
1600.25
-0.007%
Пшеница
417.25
+0.002%
Зерно
364.5
-0.006%
Жилье Алматы
1044
-0.003%
Жилье Астана
945
+0.000%
Нефть Brent Нефть WTI Золото
60.44 54.26 1276.7
-0.008% -0.002% +0.005%
Индексы
KASE
1380.46
+0.003%
Dow Jones
19796.4
+0.002%
Nasdaq
5412.54
-0.006%
FTSE 100
6890.42
-0.009%
S&P 500
2256.96
-0.001%
MICEX
2224.61
+0.007%
RTS
1145.98
+0.031%
DAX
11184.5
-0.002%
CAC 40
4760.77
-0.001%
Hang Seng
22410.2
-0.016%
Nikkei 225
19155
+0.008%
SCI300
3409.18
-0.025%
Ibovespa
59047
-0.025%
BSE Sensex
26515.2
-0.009%
FTSE/JSE
50527.9
-0.007%
KASE Dow Jones Nasdaq
1380.46 19796.4 5412.54
+0.003% +0.002% -0.006%

Миры сумасшедшего гения

15.05.2017 12:00   32594   1 Автор: Елена ШТРИТЕР

В Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева открылась выставка  «Звездная чаша Сергея Калмыкова», на которой представлено около трехсот работ лучших мастера,  многие из которых экспонируются впервые. Так же впервые в истории Казахстана издано полное иллюстрированное научное издание каталога живописи и графики работ известного художника, наследие которого вот уже многие годы привлекает не одно поколение специалистов и любителей искусства.

Когда-то этот человек был неотъемлемой частью Алма-Аты. Его странный наряд и не менее странная сумка были знакомы всем окрестным мальчишкам, которые ватагой бегали за ним… Он мог питаться молоком и хлебом, но покупать дорогие книжные издания.  Написанные им театральные декорации вызывали восхищение, а многие картины – в лучшем случае недоумение. Сейчас его сравнивают с Ван Гогом и называют алматинской достопримечательностью… Так кто же он, человек с интереснейшей и непростой судьбой, Сергей Калмыков? Городской сумасшедший или гений?

«Обыватели представляют себе гения, наверное, так. Это величайшие оклады. Популярность. Растущая слава, деньги. Мы же, скромные профессиональные гении, знаем: гений – это изорванные брюки. Это худые носки. Это изношенное пальто», – писал сам художник, дни которого закончились в психиатрической лечебнице,  в своем дневнике.  Впрочем, многие поклонники его таланта склонны считать, что образ безобидного городского сумасшедшего позволял художнику свободно творить, не опасаясь разъяснительных бесед с органами госбезопасности. 

Надо сказать, что «мой» Калмыков, подобно паззлу,  складывался из рассказов знакомых (папа некоторое время работал в том самом ГАТОБ им. Абая, артисты которого отлично помнили Сергея Ивановича и с удовольствием о нем рассказывали)  и, конечно же, картин.  Впрочем, последние чаще всего удается увидеть исключительно на просторах сети. Парадоксально, но в городе, в котором этот художник прожил большую часть жизни, нет постоянной экспозиции его работ и музея его имени.  Да что там музея, даже место захоронения не известно. Хотя, как раз это, возможно и к лучшему – Калмыков продолжает жить. В каждой из своих картин…

К слову, творчество Калмыкова нельзя разделить на периоды. К примеру с такого-то по такой-то год он пишет это и так, с такого-то по такой-то года стиль его письма претерпел некоторые изменения, а с такого-то периода изменился сюжет полотен… Так вот, это не про Калмыкова. Он – тот художник, который пишет не потому, что может писать, а потому, что не может не писать. И в один и тот же год из-под его кисти может выйти вполне себе обычный пейзаж и совершенно невероятная космическая абстракция. Объединяет все его картины одно: каждая из них – это целый мир, вглядываться в который можно часами.

С конца 1910 по 1926 год Калмыков жил в Санкт-Перебурге и был учеником М.В.Добужинского и К.С. Петрова-Водкина. Считается, что одна из ранних работ Калмыкова, в которой он в 1911 году изобразил красных коней на воде, вдохновила Петрова-Водкина на создание его знаменитой картины «Купание красного коня» (1912). Картина совместно с «Черным квадратом» Казимира Малевича (1915) стала определяющей в развитии русского авангардизма. Сам Калмыков в дневниках писал: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. Да! В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной. Только ноги коротки от бедра. У меня в жизни длиннее».

Лучшие годы его творчества прошли в Алма-Ате, где с 1935 по 1964 годы Калмыков работал в Академическом театре оперы и балета им. Абая, куда был приглашен по инициативе композитора Евгения Брусиловского в качестве художника-постановщика.

В отличие от художников того времени, Сергей Калмыков был  художником-авангардистом, почти не уделяя внимания модному тогда соцреализму.  Тогда критики считали его  творчество «досадным недоумением», а потом назвали  «фантастическим экспрессионизмом», «научно-художественной фантастикой». Уникальным в его творческом наследии является большой цикл фантастических работ, не имеющих прямых аналогов в истории мирового искусства.

Некоторые из его полотен невероятно тонко передают настроение эпохи. К примеру, картины «Оркестр» и «Оркестровая яма» на первый взгляд не представляют из себя ничего необычного. За исключением того, что музыканты сидят на репетиции (а может и на спектакле) в солдатских ушанках.

Зато если посмотреть на год их написания – 1942 – все становится понятно.

И эти картины обретают грандиозный смысл. Показывая, что как бы тяжело ни было, театр продолжал жить…

Между тем, сейчас  имя Калмыкова стремительно набирает популярность как среди казахстанских, так и среди зарубежных коллекционеров. Работы, безбожно валяющиеся при его жизни в грязном подвале (да-да, перед тем, как доставить их в запасники тогда еще  Казахской государственной художественной галереи им. Т.Г. Шевченко - ныне ГМИ им. Кастеева, пришлось провести тщательную дезинсекцию) спустя годы после его смерти оказались признаны и популярны. Стоимость полотен колеблется в районе $15 - 30 тыс. 

Единственное, что, пожалуй, удерживает коллекционеров от беспринципной охоты за наследием Калмыкова, это то, что большинство из них написано не  маслом на холсте, а тем, что попалось под руку (акварель, мелки, карандаш, уголь и т.д.) на том, что попалось под руку (картон, ватман, старые театральные декорации, куски обоев, бумага и т.д.).  Что означает некоторые сложности с хранением полотен.

Для многих искусствоведов имя Сергея Калмыкова – национальный бренд, который может вывести казахстанское искусство на принципиально новый уровень на международной арене.

На данный момент общий объем сохранившихся работ Сергея Калмыкова оценивается в 1,5 тыс. произведений разного формата, однако точное их число неизвестно (многие из своих работ Калмыков запросто дарил при жизни всем своим знакомым) и оценки широко варьируются. Крупнейшее из известных собраний  - 1110 работ – находится в ГМИ им. Кастеева.  Несколько десятков работ хранятся в коллекциях Русского музея в Санкт-Петербурге и в Пушкинском музее в Москве. Значительное число работ художника находится в частных коллекциях Казахстана, России, США и Европы.

Высказать свое мнение
Вопрос дня
В России заблокировали Telegram. Как Вы думаете, произойдет ли у нас то же самое?
  • Да, этот мессенджер мешает в борьбе против терроризма и экстремизма

  • Скорее всего, так как казахстанская власть захочет поддержать российскую

  • Нет, Telegram не нарушает законы Казахстана

  • Не знаю, так как использую другие мессенджеры

  • Да, этот мессенджер мешает в борьбе против терроризма и экстремизма
    113

  • Скорее всего, так как казахстанская власть захочет поддержать российскую
    127

  • Нет, Telegram не нарушает законы Казахстана
    160

  • Не знаю, так как использую другие мессенджеры
    108

Цифра дня
Более 5 млн
мигрантов
въехало в Казахстан за последние 3 года
Цитата дня
Мне непонятно, в последнее время каждого председателя Нацбанка, который непосредственно подчинен президенту и есть закон соответствующий, и каждого министра депутаты стали приглашать и "ставить на ковер". Так не должно быть. Надо прекратить такую работу, это неправильно. Мы никогда так не работали
Нурсултан Назарбаев
Президент Республики Казахстан
Новости партнеров
Loading...

Система Orphus
Войти на сайт
Через соц. сети:
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Ваша оценка принята. Подождите...
Подождите...
Запись добавлена в избранное