Жребий брошен

Опубликовано (обновлено )
На экраны вышел один из самых ожидаемых фильмов этого года – «Планета обезьян: Война»

На экраны вышел один из самых ожидаемых фильмов этого года – «Планета обезьян: Война». Из-под «пера» режиссера Мэтта Ривза вышла отличная история, наполненная страхом, ненавистью, любовью, страданием. История, которая трогает за душу и заставляет думать. В общем, забегая чуть вперед, скажу, что «Война» — отличное завершение трилогии-приквела к голливудской классике, ставящее логичную точку в истории лидера приматов Цезаря.

Вторая часть закончилась началом войны между стремительно деградирующими людьми и не менее стремительно умнеющими приматами. С нее же начинается и третья часть. Правда, в отличие от людей, приматы уже осознали ее бессмысленность и больше не видят смысла во взаимном истреблении. Лидер приматов Цезарь (Энди Серкис, ранее подаривший пластику и мимику Голлуму и Кинг Конгу, в этой роли сделал нечто поразительное. Компьютерные технологии создали обезьяну Цезаря, но именно Энди позволил ему стать по-настоящему интересным персонажем) планирует увести свое племя туда, где люди его не достанут. Поскольку вразумить людей у него получается не очень хорошо.

Тут позволю себе небольшое лирическое отступление. Уже в самом этом конфликте кроется повод для размышлений. Собственно, с одной стороны, желающие прекратить эту бессмысленную бойню обезьяны, вызывают определенную симпатию. С другой – люди, теряющие доминирующую позицию… В принципе, их желание остаться на вершине пищевой цепочки тоже вполне понятно и… оправданно. Посему крайне сложно выбрать «свою» сторону.

Но вернемся к сюжету. На дом, размышляющего о мире Цезаря, нападают солдаты Полковника (Вуди Харрельсон) и в числе жертв оказываются его жена и старший сын. Отправив племя к новому месту обитания, Цезарь, отправляется мстить. Все чаще ведя мысленные диалоги с Кобой.

Несмотря на слово «война» в названии, тех, кто ожидает глобальных батальных сцен, взрывов и всех прочих атрибутов военных действий ждет большое разочарование. А вот поклонникам хорошей умной фантастики фильм, пожалуй, придется по душе.

Мэтт Ривз, к счастью, не стал акцентироваться на экшене. Он решил взглянуть на войну через призму личных переживаний героев. По сути, практически два с половиной часа экранного времени отданы внутренним терзаниям Цезаря и его борьба не столько с главным антогноистом Полковником, сколько со своими внутренними демонами. В сущности, основной акцент режиссер делает на проблеме выбора, смысле существования, ответственности за принятые решения, показывая все это с разных точек зрения. И, самое главное, фильм из-за этого не выглядит скучным или затянутым. Напротив – все это время сюжет держит зрителя в постоянном напряжении. Время от времени, впрочем, позволяя окунуться в светлые смешные отступления («Плохая, плохая обезьяна» теперь, пожалуй, мой любимый персонаж).

Сам Цезарь больше не идеальный герой. Зачастую его решения принимаются под действием эмоций и их крайне сложно назвать правильными. С точки зрения вожака племени во всяком случае. А вот с «человеческой» точки зрения – вполне. Если и не правильными, то хотя бы понятными. Более того, чем дальше, тем чаще Цезарь начинает сравнивать себя с Кобой. Страх стать похожим на него становится реальностью А призрак Кобы, напоминающий о том, что от людей одни проблемы, появляется в его сознании все чаще.

То же самое можно сказать и о Полковнике. Ветеран Голливуда Вуди Харрельсон просто великолепен в этой роли. Безумный маньяк, убивающий и своих, и чужих? Да. Но пытается защитить людей от вымирания. И разве может остаться милосердие в душе человека, который расстрелял собственного сына, после того как последний оказался заражен вирусом?

Вот к слову, еще одна тема для размышления: если в человеке не осталось ничего человеческого есть ли смысл в его существовании. Впрочем, на этот вопрос Мэтт Ривз все же отвечает: обезьяны в «Войне» не столько воюют, сколько партизанят в тылах противника. В то время, как с Полковником и Ко разбирается, собственно, человеческие же вооруженные силы. Проще говоря, человечество благополучно справляется с собственным уничтожением своими силами. И людей в этой ситуации совершенно не жаль…

Возможно, именно потеряв человечность, люди потеряли себя… К примеру Нова (Амайя Миллер) – девочка, уже потерявшая способность говорить, не выглядит неразумной. Напротив – в компании обезьян она очень быстро осваивает их жестовый язык.

В общем, еще раз повторюсь, все неоднозначно, эмоционально и здорово. Не в последнюю очередь благодаря замечательной визуальной составляющей (да, экшна в фильме не очень много, но он захватывает своей масштабностью и реалистичностью) и великолепной музыке Майкла Джаккино, композиции которого придают фильму дополнительную глубину, не отвлекая на себя внимания.

«Восстание планеты Обезьян», вышедшее в 2011 году не оставило зрителей равнодушными. Три года спустя свет увидела «Планета обезьян: Революция», которая смогла поддержать градус первого фильма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что появления завершающей части трилогии поклонники обезьяньей вселенной ждали, затаив дыхание. Теперь с уверенностью можно сказать, что ожидание оказалось не напрасным. Вся трилогия в итоге вышла целостной и завершенной. Хорошая фантастика, которую, мы, к сожалению, видим не так часто.

Читайте также