USD 325.20 325.70
RUB 5.49 5.51
EUR 364.50 365.10
Валюта бирж
USD/KZT
325
+0.006%
EUR/KZT
362.8
+0.006%
RUB/KZT
5.5
-0.005%
EUR/USD
362.8
+0.006%
EUR/CHF
362.8
+0.006%
EUR/JPY
362.8
+0.006%
GBP/USD
411.58
+0.006%
USD/CHF
325
+0.006%
USD/JPY
325
+0.006%
USD/KZT EUR/KZT RUB/KZT
325 362.8 5.5
+0.006% +0.006% -0.005%
Рынки
Нефть Brent
45.2
-0.008%
Нефть WTI
43.34
+0.008%
Золото
1243.4
-0.010%
Серебро
15.16
-0.005%
Платина
979
+0.015%
Никель
115.83
-0.015%
Алюминий
1600.25
-0.007%
Пшеница
417.25
+0.002%
Зерно
364.5
-0.006%
Жилье Алматы
1038
-0.040%
Жилье Астана
974
-0.029%
Нефть Brent Нефть WTI Золото
45.2 43.34 1243.4
-0.008% +0.008% -0.010%
Индексы
KASE
1380.46
+0.003%
Dow Jones
19796.4
+0.002%
Nasdaq
5412.54
-0.006%
FTSE 100
6890.42
-0.009%
S&P 500
2256.96
-0.001%
MICEX
2224.61
+0.007%
RTS
1145.98
+0.031%
DAX
11184.5
-0.002%
CAC 40
4760.77
-0.001%
Hang Seng
22410.2
-0.016%
Nikkei 225
19155
+0.008%
SCI300
3409.18
-0.025%
Ibovespa
59047
-0.025%
BSE Sensex
26515.2
-0.009%
FTSE/JSE
50527.9
-0.007%
KASE Dow Jones Nasdaq
1380.46 19796.4 5412.54
+0.003% +0.002% -0.006%

Почем искусство

06.06.2013 08:04   3064   0 Автор: Мариям МУНБАЕВА

Интернет-проект, посвященный рынку русского искусства ARTinvestment.RU, основываясь на подсчетах Artprice и Artron, привел статистику мирового аукционного рынка, который в 2012 году составил $12,269 млрд. Из них больше $5 млрд (41,3%) – это продажи Китая. На втором месте – Соединенные Штаты с 27%-й долей ($3,345 млрд), Великобритания замыкает тройку лидеров с $2,17 млрд и 18%-й долей.

Приобретение произведений искусства зачастую рассматривается как один из альтернативных способов инвестирования. Но любому из альтернативных объектов инвестирования присуща своя уникальная характеристика «риска – доходности». По словам главного редактора ARTinvestment.ru Владимира Богданова, в произведения искусства инвестируют всегда ради денег и диверсификации рисков. «Например, спекулянты ищут сверхдоходность, – говорит Богданов. – И иногда им это удается. Посмотрите недавние примеры сверхдоходных инвестиций: на натюрморте Грабаря люди заработали 177% годовых. Другие инвесторы рассматривают искусство как инвестиционный актив на среднесрочную перспективу: качественные произведения мирового искусства дорожают обычно с темпами порядка 10–15% в год. Это гораздо выше, чем банковский процент в Европе. И долгосрочные инвесторы рассматривают первоклассное искусство как некий суперактив, существование которого предрешено на многие десятилетия вперед. Можно гадать, где будут валюты, золото и недвижимость через 50 лет. Даже самые светлые головы не могут этого предположить. А вот Сезанн останется Сезанном, поэтому его и покупают катарцы за $250 млн».

По данным аукционного дома BonArt, казахстанцы в большинстве своем приобретают картины в подарок. «В моей практике работы в Казахстане я не сталкивался с ситуацией, когда мотивацией к приобретению произведения искусства служила инвестиционная привлекательность, – говорит руководитель BonArt Максим Ткаченко. – Видимо, пока большинство потенциальных инвесторов плохо проинформированы о возможностях арт-рынка, скорее всего, из-за его неразвитости в Казахстане».

По наблюдению специалистов, перегруженность казахстанского общества брендами отражается и на арт-рынке. Это приводит к спросу на произведения самых известных и раскрученных художников: Хлудов, Кастеев, Шарденов, Айтбаев, Тельжанов, Кенбаев. В то же время существует рынок высокохудожественных произведений не очень известных на данный момент авторов, по очень привлекательным ценам, что как раз и является максимально инвестиционно привлекательным. Также растет спрос на недорогие качественные произведения западноевропейских художников XIX – первой половины XX века для украшения интерьера.

«К сожалению, не все готовы инвестировать деньги в искусство, как это развито на западе, – говорит арт-дилер, организатор художественных выставок Дана Алмешова. – Этому есть несколько причин: во-первых, наш менталитет. Если говорить о корне проблемы, изначально нам не прививали серьезного отношения к этому виду деятельности. Мы еще не вполне понимаем, что живописное искусство – это тоже один из видов инвестиций. Плюс на сегодняшний день нет поддержки со стороны СМИ: они не хотят снимать, писать, прививать вкус, нет специализированных передач про искусство, журналов по инвестированию. Во-вторых, в Казахстане это направление молодое. Но, с другой стороны, мы только- только начинаем набирать обороты и нам есть куда стремиться. К примеру, наша галерея тесно сотрудничает с компанией РТС по развитию живописного искусства Казахстана с помощью размещения на алматинских билбордах работ казахстанских художников». 

По словам арт-дилера, на сегодняшний день основными инвесторами являются иностранцы: галеристы и частные коллекционеры. Инвесторы делятся на несколько групп: первые – это истинные любители искусства, приобретающие работы из внутренних побуждений. К этой категории относятся иностранцы, которые временно проживают в Казахстане. Вторые – те, кто не совсем разбирается в именах и инвестиционной ценности, а берут картины для декорирования помещения, не особо задумываясь, чья работа у них висит. Третьи – галереи, которые непосредственно занимаются куплей-продажей предметов искусства. 

«Несмотря на масштабные катаклизмы XX века, стоимость произведений старых мастеров, импрессионистов выросла с десятков тысяч до десятков миллионов долларов и продолжает расти с каждым годом, – объясняет г-н Ткаченко. – То же самое происходит с произведениями художников русской школы. С начала 90-х годов XX века до текущего момента цены на них выросли в десятки и сотни раз. Казахстан отличается только меньшим масштабом. Изобразительное искусство получило свое развитие только в средине XX века. Соответственно и традиции коллекционирования очень молодые».

Чтобы достичь успеха на этом поприще, без консультантов не обойтись – так считают представители арт-рынка. «Прежде всего, необходимо убедится в том, что произведение является подлинником и принадлежит руке заявленного художника, – советует Ткаченко. – Затем необходимо понять художественную ценность произведения, насколько оно удалось автору. И, конечно же, нужно ориентироваться на свой вкус, картина должна нравиться владельцу. А вкус в свою очередь необходимо развивать, посещая музеи, так как в них представлены самые сильные и удачные произведения из творчества художников».

«Параллельно нужно приходить на аукционы: сидеть в зале, анализировать, смотреть, – говорит г-н Богданов. – Следующий шаг – делать осторожные покупки. И не только покупать, но и продавать ранее приобретенное, чтобы не питать лишних иллюзий. Пожалуй, самое неприятное для новичка – покупка подделки. Это здорово портит настроение. Хотя большинство ныне опытных коллекционеров прошли и этот этап. А вот переплатить за хорошую вещь не страшно. У нас говорят: лучше сильно переплатить за хорошую вещь, чем очень выгодно купить подделку. Стоит предостеречь начинающих инвесторов от покупок по Интернету на малоизвестных западных аукционах. Там «фальшаки» встречаются очень часто».

Еще одна фишка рынка искусства – отсутствие четких критериев. Две работы одного и того же художника одинакового размера, в одинаковой технике, написанные в одно и то же время могут иметь разную рыночную стоимость. Вся разница – в силе живописи. Это увидит коллекционер и страстный ценитель, но финансисту или банкиру, не разбирающемуся в искусстве, обосновать это сложно. 

«Ключевой проверяемый фактор – аукционные продажи конкретного художника, – советует Богданов. – Они являются наиболее объективным критерием оценки. В целом на ценность влияет множество факторов: имя (значение в истории искусства), ценность периода (новаторский или менее ценный), техника (живопись или графика), размер, состояние. И еще провенанс – история бытования работы. Так, если она была в важной коллекции (например, Георгия Костаки), то аукционная цена конкретной работы может быть в 3 раза больше, чем у сопоставимой по уровню, но без истории».

 

По прогнозам аукционного дома BonArt, со временем к большему количеству состоятельных граждан РК придет понимание того, что при приобретении настоящих произведений искусства человек переходит на новый уровень культурного развития: помимо денежной, никто не отменял художественной ценности произведения искусства. «Также я предполагаю, что появится интерес к приобретению произведений художников первого, второго рядов как русской школы, так и европейской, – считает Ткаченко. – Ведь произведения этих художников востребованы во всем мире и в случае их последующей продажи позволяют значительно расширить число покупателей». 

Депозит в 177% годовых 

 

Натюрморт Игоря Грабаря «Груши на красной скатерти» за год превратился в хрестоматийный пример удачного вложения средств. Более 177 % годовых и почти $ 1 млн прироста за 4,5 года. Картина (52х68) относится к периоду, когда Игорь Грабарь особенно увлекался написанием натюрмортов. В декабре 2007 года на датском аукционе Bruun «Груши на красной скатерти» ушли за 620 тыс. датских крон ($121 тыс.). За время скоро случившегося кризиса вещь отвиселась, набрала в цене и дождалась момента, когда дефицит шедевров усилился. В июне 2012-го на «Русской эмали» торги за этот натюрморт с 13 млн рублей за 16 шагов дошли до 36 млн рублей($1,099 млн). Почти целый год натюрморт Грабаря возглавлял рейтинг самых дорогих работ, проданных на аукционе внутри России. Лишь под конец 2012 года с этой почетной позиции его сместил холст Айвазовского.

Высказать свое мнение
Вопрос дня
Как Вы оцениваете проведение выставки ЭКСПО в Казахстане?
  • 1. Позитивно, это способствует повышению международного имиджа страны в мире

  • 2. Позитивно, это позволит привлечь иностранные инвестиции, заключить выгодные контракты

  • 3. Негативно, это неоправданная трата бюджетных средств

  • 4. Негативно, это не способствует повышению экономического уровня развития страны

  • 1. Позитивно, это способствует повышению международного имиджа страны в мире
    57

  • 2. Позитивно, это позволит привлечь иностранные инвестиции, заключить выгодные контракты
    42

  • 3. Негативно, это неоправданная трата бюджетных средств
    195

  • 4. Негативно, это не способствует повышению экономического уровня развития страны
    80

Цифра дня
166,5
трлн долларов США
составило в 2016 году мировое частное финансовое богатство
Цитата дня
Участие киргизских и казахских военных — хорошая возможность пропиарить ОДКБ, показать, что ее участники смогли выделить контингенты для поддержания порядка и обеспечить примирение сторон в Сирии
Антон Мардасов
руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития РФ
Курсивъ в соцсетях
Новости партнеров
Loading...
Система Orphus
Войти на сайт
Через соц. сети:
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Ваша оценка принята. Подождите...
Подождите...
Запись добавлена в избранное