Алкогольный бойкот

Опубликовано
По заявлению Национального агентства по экспорту и инвестициям Kaznex Invest и «КазАлко», «Росалкогольрегулирование» препятствует ввозу казахстанской алкогольной продукции, при этом нарушая все принятые членами ТС обязательства по свободному перемещению продукции и отказу от применения каких-либо ограничений в торговле. Как стало известно «Къ», «Кокшетауминводы» – единственный казахстанский экспортер, который на днях смог получить лицензию на ввоз алкогольной продукции в Россию. На разрешение потребовалось больше года, и процесс еще не завершен.

По заявлению Национального агентства по экспорту и инвестициям Kaznex Invest и «КазАлко», «Росалкогольрегулирование» препятствует ввозу казахстанской алкогольной продукции, при этом нарушая все принятые членами ТС обязательства по свободному перемещению продукции и отказу от применения каких-либо ограничений в торговле. Как стало известно «Къ», «Кокшетауминводы» – единственный казахстанский экспортер, который на днях смог получить лицензию на ввоз алкогольной продукции в Россию. На разрешение потребовалось больше года, и процесс еще не завершен.

Как комментирует «Къ» председатель совета директоров АО «Кокшетауминводы» Аскар Алиев, «Росалкогольрегулирование» подчиняется напрямую премьер-министру Владимиру Путину, отрасль там очень хорошо защищена от экспорта; в Казахстане аналогичные органы подчиняются Налоговому комитету и Министерству финансов и экспортный режим – крайне мягкий. Россия, понимая, что рынок алкоголя – необъятен (по оценкам, теневой рынок алкоголя в России – 40%, в Казахстане – 60–70% – «Къ»), очень серьезно его защищает и решила пойти в том числе путем укрупнения игроков и резкого ограничения доступа иностранных игроков на свой рынок. «На данный момент в России действует 612 лицензий на производство алкоголя, через 2–3 года их будет всего 50. В Казахстане 52 производителя алкогольной продукции, соответственно, их шансы войти на российский рынок крайне малы. Россия отстроила все под себя», – рассказывает А. Алиев.

Только на сертифицирование продукции в России компании потребовался год и серьезные деньги, причем по абсолютно необоснованным причинам компании трижды отказывали в разрешении. «Чтобы вести поставки в Россию нужно сформировать крупный уставный фонд – 50 млн тенге, что может себе позволить не каждый производитель. Затем при нехватке какого-либо документа при его предоставлении российские надзорные органы добавляют к сроку своего рассмотрения еще 60 дней. Сейчас мы ждем акцизные марки – это еще 60 дней», – рассказывает
А. Алиев.

Среди других сложностей входа на российский рынок – необходимость положить на депозит российской таможенной службы сумму, вдвое превосходящую НДС и акциз. К концу года Россия намерена ввести также лицензирование доставки фасованного и нефасованного алкоголя. В Казахстане таких мер нет.

«Каждый раз со стороны российского ведомства выдумываются новые причины отказа в выдаче лицензии, причем такие причины, которые абсолютно не связаны с действующим в России законодательством по регулированию оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции», – сетует управляющий директор Kaznex Invest Газиза Шаханова.

Она подчеркивает, что если просмотреть закон, российская сторона явно дает знать, что основные игроки на рынке Рос-
сии – это россияне и у них есть масса прикрытий для ограничения или запрета импорта иностранного алкоголя, хотя в действительности этого по новым правилам ТС не должно быть.

Во-первых, перед ввозом продукции в Россию казахстанский экспортер должен получить сертификат соответствия (как раз таки данный сертификат экспортер получал ровно год); далее – необходимо соблюсти требования России по обязательной оплате уставного капитала (40 тыс. минимальных размеров оплаты труда, согласно федеральному закону), получить необходимые заключения и экспертизу, что оборудование, производящее продукцию, технически соответствует российским требованиям, подтвердить наличие складского помещения, соответствующего нормам безопасности, экологии, противопожарности, подтвердить аккредитацию лаборатории, проводившей химический и технологический контроль производства, получить согласование от уполномоченного органа субъекта РФ, на территории которого будет храниться продукция, и далее обратиться за получением лицензии на импорт.
«И не факт, что ее можно получить, наш экспортер долго не мог получить такую лицензию по «надуманным формулировкам», о которых нет упоминания в федеральном законе, наоборот, «российским органам запрещается требовать документы, не предусмотренные законом», –
говорит Г. Шаханова.

Более того, Россия имеет ряд законодательных норм, которыми количественно ограничивает ввоз алкоголя, – не более 10% годового объема алкоголя (за исключением вин, коньячных изделий и пива), реализуемого на территории РФ, можно завозить из-за рубежа.
Еще более интересная норма – первоочередное право на получение лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции принадлежит организациям, использующим местные ресурсы, применяющим ресурсосберегающие технологии, выпускающим конкурентоспособную продукцию (то есть российским компаниям).

«Спросите у «КазАлко», кто из экспортеров получил лицензию на ввоз казахстанского алкоголя в Беларусь или Россию? Ответ, скорее всего, будет, что никто. Почему? В Беларуси ввоз алкоголя разрешен только через специмпортеров, определяемых президентом Беларуси, Россия «гнет» свою политику по недопущению чужих. А Казахстан, получается, «рад всем», разрешает ввоз всем, не видя в этом угроз ни для отечественного производителя, ни для рын-
ка», – возмущается управляющий директор Kaznex Invest.

По мнению Г. Шахановой, нужна четкая позиция Казахстана, если мы работаем по правилам ТС, то, пожалуйста, пусть правила союза работают равнозначно для всех сторон – и России, и Беларуси, без оговорок и резервации позиций. «А та ситуация, в которой по 2–3 года наш экспортер «изучает особенности российский бюрократической системы», должна восприниматься как нарушение межгосударственных договоренностей», – подчеркивает она.

Позицию Kaznex Invest полностью поддерживает президент Ассоциации «КазАлко» Амиржан Калиев. По его словам, несмотря на то, что мы уже почти полтора года живем в условиях ТС, производители алкогольной продукции Казахстана не могут поставлять свою продукцию на российский рынок. «А о Белоруссии мы вообще не мечтаем, так как там установлен жесткий государственный контроль в целях защиты интересов местного производителя», – говорит А. Калиев.

В алкогольной отрасли за это время ни один казахстанский экспортер не смог получить доступ на российский и белорусский рынки, констатирует президент «КазАлко».

Экспорт казахстанской продукции в Россию, как и прежде, не превышает 1% общереспубликанского объема производства. В то же время импорт российской водки на казахстанском рынке составляет 15–16%, это 8–9 млн литров в год.
«В Казахстане сняты все ограничения и по количеству, и по качеству. Российская же сторона вместо того, чтобы упразднить имеющиеся барьеры, наоборот, принимает дополнительные меры по ограничению импорта. Введен Реестр импортеров со сложной процедурой внесения и транспортировка алкогольной продукции по территории РФ на их спецавтомашинах, то есть, если мы привозим свою продукцию к ним, то на границе мы вынуждены будем ее перегружать на их транспорт», – рассказывает А. Калиев.

По его мнению, надежда остается только на создаваемое с 1 января 2012 года Единое экономическое пространство (ЕЭП) и вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО), где ожидается создание равных условий участникам рынка.

А. Калиев подчеркивает, что казахстанские производители спиртоводочной продукции сегодня конкурентоспособны. Качество нашей продукции в последние годы признается не только на территории СНГ, но и в развитых странах мира. Этому подтверждение – многочисленные награды на международных выставках и дегустационных конкурсах. Однако на Западе очень малый спрос на водочную продукцию, поэтому большой интерес для Казахстана представляет российский рынок алкоголя.

«Россия – суверенное государство, и мы никак не можем как-то на нее влиять. Просто нужна воля российского руководства в духе договоренностей в рамках ТС, чтобы упразднить все имеющиеся барьеры и создать, как в Казахстане, адекватные равные условия», – говорит А. Калиев.
По мнению А. Алиева, есть два сценария дальнейшего развития событий: оставить все как есть, и тогда будут страдать казахстанские производители, либо же сделать зеркальное законодательство по аналогии с российским. «Но тогда это будет уже не Таможенный союз», – резюмирует А. Алиев.

Читайте также