USD 311.80 312.00
RUB 5.50 5.52
EUR 350.30 350.50
Валюта бирж
USD/KZT
311.71
+0.000%
EUR/KZT
331.66
-0.003%
RUB/KZT
5.51
-0.004%
EUR/USD
331.66
-0.003%
EUR/CHF
331.66
-0.003%
EUR/JPY
331.66
-0.003%
GBP/USD
390.88
-0.004%
USD/CHF
311.71
+0.000%
USD/JPY
311.71
+0.000%
USD/KZT EUR/KZT RUB/KZT
311.71 331.66 5.51
+0.000% -0.003% -0.004%
Рынки
Нефть Brent
55.66
-0.004%
Нефть WTI
52.91
-0.004%
Золото
1289
+0.008%
Серебро
15.16
-0.005%
Платина
979
+0.015%
Никель
115.83
-0.015%
Алюминий
1600.25
-0.007%
Пшеница
417.25
+0.002%
Зерно
364.5
-0.006%
Жилье Алматы
1105
+0.003%
Жилье Астана
1064
+0.016%
Нефть Brent Нефть WTI Золото
55.66 52.91 1289
-0.004% -0.004% +0.008%
Индексы
KASE
1380.46
+0.003%
Dow Jones
19796.4
+0.002%
Nasdaq
5412.54
-0.006%
FTSE 100
6890.42
-0.009%
S&P 500
2256.96
-0.001%
MICEX
2224.61
+0.007%
RTS
1145.98
+0.031%
DAX
11184.5
-0.002%
CAC 40
4760.77
-0.001%
Hang Seng
22410.2
-0.016%
Nikkei 225
19155
+0.008%
SCI300
3409.18
-0.025%
Ibovespa
59047
-0.025%
BSE Sensex
26515.2
-0.009%
FTSE/JSE
50527.9
-0.007%
KASE Dow Jones Nasdaq
1380.46 19796.4 5412.54
+0.003% +0.002% -0.006%

Большинство интернет-порталов госорганов не размещают информацию о бюджетах

18.05.2017 15:10   5794   0 Автор: Ербол КАЗИСТАЕВ

Согласно исследованию ОО «Центр поддержки правовых и экономических реформ», лишь на трех сайтах министерств из 17 есть данные о бюджетах ведомства. Эксперты «Къ» считают, что интернет-порталы государственных органов достаточно сложны в использовании, а открытость бюджетной информации вызывает немало вопросов.

«Центром поддержки правовых и экономических реформ» было проведено исследование сайтов государственных органов. Согласно результатам, открытость бюджетной информации на данных интернет-порталах находится на минимальном уровне. Лишь 3 сайта министерств из 17 выложили данные о своих денежных расходах.

«Исследование официальных сайтов местных исполнительных органов 16 регионов  показывают, что открытость и доступность бюджетных документов находится на минимальном уровне. Как исполнительные органы, не все акиматы размещают годовые отчеты об исполнении бюджета региона. До 20 апреля акиматы должны были предоставить свои годовые отчеты за 2016 год в ревизионную комиссию и до 1 мая в маслихат на обсуждение и утверждение, но в настоящее время проект годового отчета об исполнении бюджета за 2016 год размещен только на сайте акимата Восточно-Казахстанской области. Также 11 из 16 акиматов не опубликовали даже отчеты за 2015 год. Утвержденные бюджеты на 2017–2019 годы размещены только на сайтах акиматов Атырауской и Карагандинской областей. То есть на 2 из 16 регионов, что составляет 12,5%. Сайты акиматов Алматы и Астаны содержат очень низкий объем бюджетной информации, отсутствуют актуальные утвержденные бюджеты и отчеты об исполнении бюджета», – заявляет директор «Центра Поддержки Правовых и Экономических Реформ» Асель Крыкбаева.

Директор ОФ «Институт национальных и международных инициатив развития» Светлана Ушакова добавила, что результаты мониторинга сайтов центральных государственных органов показывают, что на 3 сайтах министерств из 17 отсутствует бюджетная информация, то есть 18% сайтов не содержит никакой бюджетной информации. «Остальные сайты министерств, несмотря на наличие некоторой бюджетной информации, размещают информацию в неполном объеме, только 47% министерств опубликовали бюджет своего ведомства на 2017–2019 гг. и 76% сайтов – годовой отчет об исполнении бюджета за 2016 год. Проведенный мониторинг показал, что большинство сайтов государственных органов содержит ту или иную бюджетную информацию (82% сайтов), однако информация неполная, отсутствует системность публикаций, а также понимание государственными органами целей публикаций подобной информации. Затрудняет поиск и восприятие информации и то, что каждый госорган публикует бюджетную информацию в разных видах, формах и содержании, отсутствует единый стандарт предоставления подобной информации, либо госорганы его не используют».

Директор  ОФ Zertteu Research Institute Шолпан Айтенова считает, что нужно законодательно закрепить в Бюджетном кодексе определение «гражданский бюджет» и критерии его составления. «Публикация гражданского бюджета – нетехнической доступной для понимания граждан версии государственного бюджета, является не только рекомендацией МВФ, но и подтверждением неподдельного намерения госорганов обеспечивать гражданам действительный доступ к бюджетной информации. К сожалению, в вопросе публикации гражданского бюджета произошел существенный откат назад. В Казахстане государственные органы публикуют гражданский бюджет с 2011 года. На 2017 год по результатам  мониторинга сайтов центральных государственных органов только 52% министерств публикует информацию в разделе «Гражданский бюджет», при этом 94% опубликованных гражданских бюджетов не соответствует требованиям. Это связано с отсутствием определения «Гражданский бюджет» в национальном законодательстве и четких критериев по его составлению. Министерство финансов – единственный государственный орган, публикующий гражданский бюджет согласно всем требованиям и критериям».

Инициаторы данного исследования заявляют, что для вхождения Казахстана в 30 наиболее развитых стран необходимо подходить к размещению бюджетной информации на сайтах государственных органов более ответственно. «Правительство Казахстана заявляет о своей заинтересованности по вступлению в ОЭСР, стандарты которой признаются целевыми индикаторами для вхождения Казахстана в число 30 самых развитых государств. Согласно рекомендациям ОЭСР в сфере бюджетного управления, одним из принципов указано, что «бюджетные документы и показатели должны быть открытыми, прозрачными и доступными». Все бюджетные отчеты должны публиковаться полностью, своевременно и регулярно, а также таким образом, чтобы они были доступны гражданам».

Политик Амиржан Косанов считает, что абсолютно на всех уровнях – от аула до Астаны – есть вопросы к расходованию бюджетных средств. «Открытость это то, чего боится наша привыкшая жить в своем закрытом футляре власть. В том числе и в сфере расходования госбюджета. Тем временем социальное напряжение в обществе растет, люди хотят видеть, что бюджет расходуется согласно потребностям экономики и социальной политики. А ведь всего этого нет: насущные нужды – одни, а приоритеты расходования бюджета – другие».

«Конечно, не только сайты должны писать о бюджетах, – продолжает собеседник «Къ». – Обсуждение параметров формирования и расходования бюджета должно идти, в первую очередь, на живых, не заформализованных встречах чиновников с населением. Нужны разные информационные формы, например, «прямые эфиры» с участием акимов и министров с возможностью гражданам задавать вопросы и получать на них ответы. И, наконец, самый настоящий экзамен для любого бюджета – это трибуна соответствующего маслихата и парламента. Но для этого и сами эти органы должны отражать палитру общества, быть многопартийными. Но этого у нас, как известно, нет. И потому обсуждение бюджетов разных уровней у нас зачастую превращается в спектакль».

«Периодически посещаю сайты госорганов. Не в восторге от них. Все там застывшее и неживое. Такое ощущение, что они не знают, чего от них, от этих сайтов хотят сограждане. Нет оперативной и необходимой в жизни для каждого человека полезной информации. Но зато везде сплошной и выпячиваемый на каждом углу пиар акима или министра. Что касается их участия в теме бюджета, то там не только мало информации, а есть сайты, где вообще нет никакой бюджетной информации, но, главное, нет живой обратной связи с обществом», – добавил Амиржан Косанов.      

Политолог Ислам Кураев считает, что государственный бюджет не может быть открытым, если он проходит десятки проверок. «Нам показывают то, что мы должны видеть и не более. Конечно, осведомленность расходов государственного бюджета поможет сделать определенные сравнительные анализы, а уже после опираться на статистику и выявлять менее эффективные проекты или разработки».

По мнению собеседника «Къ», на сегодняшний день в общем доступе имеется небольшая информация, но чаще всего общественность получает ее от СМИ, которые в свою очередь дают ссылки на выступления определенных государственных служащих. «Кто внимательно следит за подобными информационными выбросами, зачастую сталкивается с тем, что цифры значительно меняются, все зависит от места и дня, когда данная статистика была озвучена. Соответственно следует вывод, что фактически государственные служащие сами не понимают, какие все же цифры фигурируют на самом деле, чаще всего бюджетные данные приводят в порядок после нескольких лет, когда их отправляют на проверку вышестоящие органы или же готовят на заслуженный покой в архив. А при таком хаосе в бюджетной сфере будут постоянные коррупционные скандалы, а так называемая «открытость» останется как формальное явление».

«В комплексной программе 100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ, 96 шагом было именно «Обеспечение онлайн-доступности статистических баз данных центральных государственных органов». Значит процессы модернизации запущены, то есть сегодня актуальней посмотреть ту или иную информацию в онлайн-режиме, нежели слушать отчет акима, который все равно не запомнится. Тут скорее всего стоит смотреть на ситуацию под другим углом, а главное – насколько будет данная информация достоверна. А где она будет опубликована или озвучена, уже вопрос второстепенный, можно даже сказать, что неуместный в данном случае», – добавил политолог.

Собеседник «Къ» добавил, что сайты государственных органов достаточно сложны в использовании и без определенных знаний очень сложно найти нужную информацию. «Стоит обратить внимание, что отсутствуют такие разделы, как «карта сайта», «помощь», «обратная связь», «онлайн-служба». Возможно, на подобные вопросы должны отвечать программисты, но со стороны видны небольшие недочеты, если спросить еще людей, то они предпочтут пойти в тот же ЦОН, нежели копаться на сайте. Мышлением до онлайн-режима мы не доросли, также, как и службы, отвечающие за электронную версию информирования населения, не разработали более удобный интерфейс. Можно также отметить проблемы, связанные с загруженностью сайта, при плохом интернете или более устаревшей операционной системе довольно-таки сложно проводить какие-то операции. Но нельзя не отметить один факт: то, что мы имеем сегодня – для нас большой успех и говорить о неспособности к усвоению новых технологий значит обмануть себя. Больше чем уверен, в ближайшее время системы будут налажены, так как уже есть специалисты в этой отрасли, а значит мы увидим прогресс».

Высказать свое мнение
Вопрос дня
Как показывает практика, пенсионные активы (будущие пенсии людей) не эффективно управляются Единым накопительным пенсионным фондом (ЕНПФ). Как Вы считаете, что нужно предпринять?
  • Вернуть солидарную (государственную) пенсионную систему

  • Вернуть частные накопительные пенсионные фонды

  • Дать возможность казахстанцам вкладывать в западные пенсионные фонды

  • Вернуть все деньги ЕНПФ гражданам, которые будут копить на пенсию самостоятельно

  • Вернуть солидарную (государственную) пенсионную систему
    105

  • Вернуть частные накопительные пенсионные фонды
    40

  • Дать возможность казахстанцам вкладывать в западные пенсионные фонды
    45

  • Вернуть все деньги ЕНПФ гражданам, которые будут копить на пенсию самостоятельно
    177

Цифра дня
71,3
млрд тенге
было вложено ЕНПФ в облигации проблемного Международного Банка Азербайджана (МБА)
Цитата дня
Мы приветствуем слияния, закрытия и увеличение капитализации банков Казахстана. Но, к сожалению, затраты государства на эти операции были весьма значительны
Джихад Азур
директор департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии Международного валютного фонда
Курсивъ в соцсетях
Новости партнеров
Loading...
Система Orphus
Войти на сайт
Через соц. сети:
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Ваша оценка принята. Подождите...
Подождите...
Запись добавлена в избранное