USD 312.10 312.40
RUB 5.55 5.57
EUR 338.00 339.50
Валюта бирж
USD/KZT
311.71
+0.000%
EUR/KZT
331.66
-0.003%
RUB/KZT
5.51
-0.004%
EUR/USD
331.66
-0.003%
EUR/CHF
331.66
-0.003%
EUR/JPY
331.66
-0.003%
GBP/USD
390.88
-0.004%
USD/CHF
311.71
+0.000%
USD/JPY
311.71
+0.000%
USD/KZT EUR/KZT RUB/KZT
311.71 331.66 5.51
+0.000% -0.003% -0.004%
Рынки
Нефть Brent
55.66
-0.004%
Нефть WTI
52.91
-0.004%
Золото
1289
+0.008%
Серебро
15.16
-0.005%
Платина
979
+0.015%
Никель
115.83
-0.015%
Алюминий
1600.25
-0.007%
Пшеница
417.25
+0.002%
Зерно
364.5
-0.006%
Жилье Алматы
1105
+0.003%
Жилье Астана
1064
+0.016%
Нефть Brent Нефть WTI Золото
55.66 52.91 1289
-0.004% -0.004% +0.008%
Индексы
KASE
1380.46
+0.003%
Dow Jones
19796.4
+0.002%
Nasdaq
5412.54
-0.006%
FTSE 100
6890.42
-0.009%
S&P 500
2256.96
-0.001%
MICEX
2224.61
+0.007%
RTS
1145.98
+0.031%
DAX
11184.5
-0.002%
CAC 40
4760.77
-0.001%
Hang Seng
22410.2
-0.016%
Nikkei 225
19155
+0.008%
SCI300
3409.18
-0.025%
Ibovespa
59047
-0.025%
BSE Sensex
26515.2
-0.009%
FTSE/JSE
50527.9
-0.007%
KASE Dow Jones Nasdaq
1380.46 19796.4 5412.54
+0.003% +0.002% -0.006%

Политологи считают, что перераспределение полномочий между президентом, парламентом и правительством вполне логичный шаг

23.12.2016 11:00   7839   2 Автор: Олеся БАССАРОВА

Президент поручил специальной комиссии рассмотреть вопрос о перераспределении полномочий между президентом, парламентом и правительством. Об этом он заявил во время торжественного собрания, посвященного 25-летию независимости Казахстана. Политологи считают, что это вполне логичный шаг, реализация которого может затянуться на несколько лет.

Как подчеркнул глава государства, в Казахстане настало время усилить ответственность парламента и правительства за состояние дел в стране.

«Новый этап развития государства объективно ставит вопрос об усилении ответственности парламента, правительства за состояние дел в стране. Казахстан был, есть и будет государством с президентской системой правления, как это предусмотрено нашей Конституцией, и это предполагает наше сегодняшнее развитие, культуру, развитие. Вместе с тем настало время рассмотреть вопрос о перераспределении полномочий между президентом, правительством и парламентом. Специальная комиссия изучит эти вопросы, предложения по изменению соответствующих законов, а возможно и в Конституцию», – сказал Нурсултан Назарбаев.

При этом глава государства подчеркнул, что история независимости страны показывает, что «успех строительства нового государства и реформ обеспечен, прежде всего, сильной президентской властью, но новый этап развития государства объективно ставит вопрос об усилении ответственности парламента, правительства за социальные дела в стране».

Юристам предстоит поработать

Председатель Конституционного Совета Казахстана Игорь Рогов прокомментировал предложение президента страны Нурсултана Назарбаева о перераспределении полномочий между президентом, правительством и парламентом.

«Что я для себя отметил ключевое – это сохранение и неизменность президентской формы правления, это абсолютно правильная мысль президента, потому что в нашей Конституции сказано, что форма правления, территориальная целостность не могут быть изменены», – сказал Рогов журналистам после собрания, сообщил sputniknews.kz.

«Но в рамках президентской формы правления вполне возможно перераспределение властных полномочий. В большей степени, допустим, у президента — возможно уменьшение этих полномочий, передача частично правительству, парламенту. В этом направлении, я думаю, нам, юристам, предстоит работать», – добавил он.

Рогов пообещал проинформировать журналистов о начале этой работы после принятия соответствующего решения.

«Я удивляюсь, когда говорят, что мы идем к демократии, если отказываемся от президентской формы правления, переходим к парламентской. Вот кто меня убедит, что, допустим, в США, являющейся президентской республикой, демократии меньше, чем в Германии, которая является парламентской республикой», – сказал Рогов.

По его мнению, уровень демократии, защищенности человека, объем его прав и свобод не зависят напрямую от формы правления, а зависят от полномочий, которыми обладает каждая из структур власти.

Ждать ли внеочередных выборов?

По мнению экс-сотрудника МИД РК Казбека Бейсебаева, это уже не первое такое заявление президента на данную тему. «Правда, потом он опровергал свои слова, говоря, что «сильная президентская вертикаль не давит ни на кого» и «придем к американскому методу, но для этого нужно время», – заметил он на своей странице в Фейсбуке.

Однако на этот раз Казбек Бейсебаев считает, что, по всей видимости, начнется реализация этих перераспределений, поскольку планируется создание специальной комиссии по изменению законов и Конституции.

«Возможно, этому в какой-то степени способствовали заявления нового президента Узбекистана о намерении начать реформы в стране, – подмечает он. – По нашей Конституции, президент при формировании правительства только консультируется с парламентскими партиями. Это по факту означает, что правительство не подотчетно парламенту. Депутаты, кроме утверждения бюджета и депутатских запросов, на практике не имеют никакого влияния на правительство. Отсутствие контроля над правительством со стороны парламента является одной из главных причин того, почему у нас много обещают, а мало делается».

Допустим, что эта комиссия совместно с парламентом подготовит предложения, и к концу года в законы и Конституцию будут внесены все изменения по перераспределению полномочий от президента к парламенту и правительству.

«При таком варианте претворение этих перераспределений может начаться только после следующих парламентских выборов, – считает г-н Бейсебаев, – когда победившие партии смогут участвовать в формировании правительства. У нас очередные внеочередные парламентские выборы состоялись весной этого года, и правительство сформировано. Отсюда следует, что, если и будет усилена роль парламента и правительства, но потом, через пять лет, с новым парламентом. Не будут же ради этих изменений проводить очередные внеочередные парламентские выборы...»

Процесс идет не первый день

Оглядываясь на историю республики, политолог Данияр Ашимбаев подметил, что перераспределения полномочий происходили в стране регулярно, и этот процесс имеет постоянный характер. Так, в действовавшую в Казахстане до 1993 года Конституцию, по словам Ашимбаева, поправки вносились чуть ли не ежемесячно. Следующая Конституция 1993 года продержалась всего два года, а в Конституцию 1995 года поправки вносились уже трижды или четырежды. При этом создавались и упразднялись различные министерства, комитеты, агентства, ведомства и так далее. Иными словами, как выразился политолог, полномочия «гуляли туда-сюда», и это продолжается до сих пор.

«Даже сейчас идет большая работа над очередной реорганизацией правительства. Недавно обсуждалось возможное создание Министерства иностранных дел и торговли, вопросы о передаче сферы туризма ведению Министерства культуры, миграцию в ведение МВД. Текущее объявление об очередном распределении полномочий не является экстраординарным. Такой процесс идет постоянно, он шел и будет идти», – приводит мнение Ашимбаева Tengrinews.kz.

При этом политолог, рассуждая о распределении полномочий в Казахстане, полагает, что на резкое сокращение своих полномочий президент не пойдет.

«Давно шел разговор, что Нурсултан Назарбаев отменит всенародные выборы с тем, чтобы президента выбирал Парламент. А также о новой модели для поэтапной смены политической системы и руководства страны. На самом деле Глава государства никогда не променяет легитимность от всего народа на легитимность, полученную от нескольких десятков депутатов»,– уверен политолог.

Реализация затянется

По мнению политолога Андрея Чеботарева, это один из шагов на пути к будущему транзиту, то есть переходу президентской власти.

«Президент заинтересован выстроить такую систему, которая будет работать уже при следующих поколениях руководителей Казахстана и обеспечивать уровень стабильности, в том числе преемственность того политического курса, который есть сейчас, – поясняет политолог. – Понятно, что Нурсултану Назарбаеву не нужен преемник с такими же полномочиями, как у него самого. Потому что это может быть чревато серьезными негативными последствиями, как для политической элиты, да и для разных групп. Поэтому идет процесс постепенного выстраивания новой системы. Принцип сильно не изменится. Будет президентская республика, но с распределением ответственности между президентом, парламентом и правительством. Первый шаг был сделан, когда президент объявил об этой реформе. Спустя почти два года мы видим, что идея не отброшена, а приступают к ее реализации. То есть, делаются конкретные шаги. Будет создана комиссия, которая будет разрабатывать поправки в Конституцию».

По словам Андрея Чеботарева, речь не идет о том, что это какие-то демократические реформы, вся суть в том, чтобы распределить баланс полномочий между разными ветвями власти.

«Что касается выборов депутатов, то слово "сейчас" здесь вообще не подходит. Мы видим, сколько времени прошло после первого заявления о реформе до того, как начались какие-то подвижки в плане ее реализации. Поэтому, я думаю, что сейчас начнутся определенные шаги на уровне разработок, обсуждений, но не принятия. А принятие решения может затянуться на ближайшие года два-три», – пояснил политолог.

5 февраля 05:04
Serikm
Прогрессивные реформы, программы нужны в экономики и политике по легкому, ясному, простому разграничению, выбору, референдуму, импичменту, роспуску власти, - президента, парламента, правительства, судьев (чтоб не было Ош карусели или вечного Вечо), реформы по демократизации, децентрализации бюджета и власти, - передачи полномочий больше правительству, парламенту, децентрализовать части функции органов центральной власти в местные органы под самоуправление, по предназначению, под его жесткую уголовную и имущественную ответственность, с передачей части бюджета в области, в районы, но без права иметь/владеть н/д, Акимам/родным бизнес (так бабки заплатят, что ни кто не проголосует за поднятие ставки акцизного сбора и п., и без других отношений «Маке-Баке», «потому что, потому», полезно когда в сенате, меджлисе депутаты врукопашную ищут правду и справедливость, а не всеголосное одобрямс, там в середине ближе до истины, что уже провоцируют коррупционеры, - что это типа будет колхоз, не нужно Е-декларирование, не нужна публичность – пятой власти, Елбасы вечный - ), без права политиков и чиновников иметь связи с олигархами, без связи политиков/чиновников с преступностью, за которую обязанность-ответственность и контроль несет президент (Гарант - смотрящий) как и за всеми гарантиями Конституции и исполнение Законов, и дорогого Мира, и стабильности в команде президента,- Генпрокураторов (госадминистраторов), ВС, КНБ, МВД, МИДа и антикоррупционного органа. Децентрализация, передача больше экономических, административных инструментов по предназначению, а не политических. Поменять или изменить с помощью и под руководством Президента необходимые законы и конституционные поправки (допустим с 01.01.хххх, если не получается с пластом рождения капитала 90х годов, но можно детям дать более светлое демократическое государство общества). Отклонение от демократических нормалей, застой и недейственность на руку и почва сепаратистам, кукловодам и прочим жертвам информационной пропаганды, противникам независимости и суверенитета, а нужна информационная публичная политическая победа, в этом наш мир и «У нас нет ни вечных союзников, ни постоянных врагов, но постоянны и вечны наши интересы, и защищать их – наш долг». Быть информированным и информационно открытым, публичным, быстро справедливо реагировать в мире противостояний и противоречий, сделать шаги к прозрачности, публичности, Е-декларированию (как национальную программу, национальную идею с привлечением международных организации, Европейских парламентских комитетов и комиссии, международных финансовых средств, под надзором назначенных президентом Госадминистраторов или Прокураторов (как не назови) в регионах, на местах за надзором по исполнению и имплементации законов, бюджета, государственности по всем четырем ветвям власти, с борьбой против сепаратизма и коллаборационизма, в активном участи в медии и в голосе с обществом - пятой высшей властью народа, но без право вмешиваться в хозяйственную, финансовую, кадровую и избирательную деятельность), постепенного по шагового реального расширения элементарных прав и свобод, и ответственности, привлечь к публичному прозрачному самоуправлению на местах, областях, районах (децентрализации), - общество само проконтролирует, проверит, не даст обокрасть, и халтуру не примет, он сам же и справедливый, дальновидней, грамотней, профессиональней, патриотичней чем любой чиновник (но установить, эксплуатировать, отладить и оцифровать в Е_gov - единый реестр, со всеми финансовыми /техническими параметрами в он-лайн мониторинге, публично и доступно, должен техцентр центральной власти). Никто до сих пор не придумал, как бороться с коррупцией, мафией, взятками, кумовством, теневой экономикой и вообще не справедливостью, - придумали демократию и свободу слова, публичность, доступность информации, открытость всего и всех, - ну такая не очень эффективная сразу, но и другого больше большего нигде и нет в старом мире (никто не придумал). Свобода слова, открытость общества, госслужащих структур власти и бизнеса с его публичностью, обсуждением в информационном пространстве с публицистами, аналитиками, журналистами, пенсионерами, студентами, народными и оппозиционерными депутатами, министрами, акиматом, да и любого человека разных резонансных и обычных событий, проектов, планов, поступков, с критикой и разными мнениями и есть движущая сила и противодействие против коррупции, мафии, взяткничества, кумовства и всей теневой экономики. Так должно быть, так повышается день за днем политическая, национально-патриотическая грамотность всех. Реформы в институтах власти, реформы по деоффшоризации, криминальной деолигархизации, демонополизации, децентрализации, дерегуляции реформы в налогообложении, банковской системе, средств массовой информации. Самые болезненные разрывающее общества и провоцирующие майданы и революции являются несправедливые, безграмотное самовольное, без публичного обсуждения, без журналистского расследования, плюрализма мнений, торопливые решения Судов, а потом по команде правоохранительным органам противостояние народом, в пользу дельцов, взяточников, коррупционеров. Ужесточение требований по профессионализму и стажу для прокуратуры и судейских реформ маловато. Судью и прокурора не осудят. Нельзя привлечь ответственности, снять прокурора и судью. Назначенный лица вне ответственности. Судью и прокурора кто назначает, имеет право иметь взаимную любезность, зависимость, и отсюда начинается коррупция в высших органа. Вседозволенность и безответственность со временем меняет людей. Так оно почти везде. После профессиональных тендерных судовых комиссии по выбору кандидатов в судьи и прокуратуру, публичные выборы есть самой лучшей гигиеной, но кто избирает. Для большей прозрачной публичности с обсуждением персонально прокуроров и судьев можно дать на ратификацию парламенту, а далее президенту на утверждение. Но кто же все выдвигает кандидатов в судьи из специалистов, – 30% президент, 30% парламент, 40% судейская коллегия и коллегия адвокатов и прокуратура, а выбирает назначенная народными депутатами Комиссия из активных общественников, журналистов, научных работников, депутатов, пенсионеров, как по аналогу присяжных судьев. Это уже было бы более - менее уместно ежегодной люстрацией общественностью, профессиональной аттестацией с использованием детектора брехни. Далее реально нужен публичный, прозрачный, независимый антикоррупционный Комитет/органа, антикоррупционный Прокурор, Спецследователи, и антикоррупционный Суд, избранные пропорционально ветвям власти, проиллюстрированные общественностью, аттестованные и одобренные Парламентом, Президентом, и прочих необходимых служб, деятельность которых направлена только на защиту государственного бюджета, очистка институтов власти от мафии, коррупционеров и прочих порочных связей, на основе права, опыта других стран, с законодательным сопровождением и участью выбранных на конкурсной основе антикоррупционных органов, для работы совместно с международными такими же службами по возвращения украденных и не законно нажитых средств с оффшорных островов и стран, (окупаемость которых мало не будет). Любая возня с законами, инструкциями, нормативными документами разных агентств с правоохранительными органами, олигархами по реформированию, организации и программам ведет к зашориванию, перенасыщению нормативов и инструкций, путанице и далее уже не имеет значения, без прозрачной, публичной, доступной и понятливой политики, в отрыве от общества без обсуждения, плюрализма, широкой публикации, без прямых простых без всяких дополнительных инструкций законопроектов,, - верят или типа наивно не верят чиновники в коррупцию. Прозрачность, информативность, открытость тендерных и подрядных сделок, местных и республиканского бюджетов по государственным предприятиям, ГЧП, государственным чиновникам и политикам по их доходам и расходам в т.ч. на недвижимой и движимое имущество, инвестиционным и СРП договорам везде особенно в сырьевых отраслях необходимы как основа и условия против коррупционной деятельности, не смог публично доказать свой доходы и затраты верни награбленное, не выполнил обязательства по инвестиционным, тендерным и подрядным договорам верни убытки. Вывод растущей теневой экономики и коррупции разъяснительно - каральными методами против гидры не имеют результатов (так коррупция и карманные судьи довела до негативных украинских событий 2014 года). Так развитые страны развивают свои реформы, улучшают свое благосостояние и государственную стабильность в постоянном развитии своих демократических возможностей, так должно быть, так и повышается день за днем политическая, национально-патриотическая грамотность народов, молодежи, служащих госорганов и нам нельзя стоять.
Ответить
Высказать свое мнение
Вопрос дня
К 2025 году Казахстан планирует перейти на латинский алфавит, об этом заявил президент Нурсултан Назарбаев. Как Вы это оцениваете?
  • Позитивно, это соответствует мировым стандартам коммуникации, науки и образования

  • Позитивно, это приблизит Казахстан к европейскому сообществу

  • Негативно, это потребует значительных денежных средств

  • Негативно, это еще больше запутает казахстанцев, создаст проблемы в изучении и употреблении казахского языка

  • Позитивно, это соответствует мировым стандартам коммуникации, науки и образования
    85

  • Позитивно, это приблизит Казахстан к европейскому сообществу
    7

  • Негативно, это потребует значительных денежных средств
    21

  • Негативно, это еще больше запутает казахстанцев, создаст проблемы в изучении и употреблении казахского языка
    62

Цифра дня
82,3%
Составляет доля казахскоязычного населения в 2016 году
Цитата дня
Надо подтянуть всех членов ЕАЭС к одному уровню, чтобы можно было равносторонне работать. Получается, что государства, объективно оказавшиеся беднее, надеются, что другие им помогут. Но так не бывает, в рыночной экономике никто даром ничего не дает. Эти ожидания есть, может быть, есть и разочарования. Надо каждому работать
Нурсултан Назарбаев
Президент Казахстана
Курсивъ в соцсетях
Новости партнеров
Loading...
Система Orphus
Войти на сайт
Через соц. сети:
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Ваша оценка принята. Подождите...
Подождите...
Запись добавлена в избранное