USD 326.20 326.90
RUB 5.42 5.44
EUR 370.70 372.50
Валюта бирж
USD/KZT
325.56
+0.001%
EUR/KZT
374.46
+0.004%
RUB/KZT
5.51
+0.002%
EUR/USD
374.46
+0.004%
EUR/CHF
374.46
+0.004%
EUR/JPY
374.46
+0.004%
GBP/USD
422.02
+0.006%
USD/CHF
325.56
+0.001%
USD/JPY
325.56
+0.001%
USD/KZT EUR/KZT RUB/KZT
325.56 374.46 5.51
+0.001% +0.004% +0.002%
Рынки
Нефть Brent
49.27
-0.001%
Нефть WTI
46.73
-0.001%
Золото
1245.9
+0.003%
Серебро
15.16
-0.005%
Платина
979
+0.015%
Никель
115.83
-0.015%
Алюминий
1600.25
-0.007%
Пшеница
417.25
+0.002%
Зерно
364.5
-0.006%
Жилье Алматы
1031
-0.010%
Жилье Астана
948
-0.018%
Нефть Brent Нефть WTI Золото
49.27 46.73 1245.9
-0.001% -0.001% +0.003%
Индексы
KASE
1380.46
+0.003%
Dow Jones
19796.4
+0.002%
Nasdaq
5412.54
-0.006%
FTSE 100
6890.42
-0.009%
S&P 500
2256.96
-0.001%
MICEX
2224.61
+0.007%
RTS
1145.98
+0.031%
DAX
11184.5
-0.002%
CAC 40
4760.77
-0.001%
Hang Seng
22410.2
-0.016%
Nikkei 225
19155
+0.008%
SCI300
3409.18
-0.025%
Ibovespa
59047
-0.025%
BSE Sensex
26515.2
-0.009%
FTSE/JSE
50527.9
-0.007%
KASE Dow Jones Nasdaq
1380.46 19796.4 5412.54
+0.003% +0.002% -0.006%

Власти намерены усилить ответственность за экономические преступления

16.03.2017 12:54   6142   1 Автор: Мадина МАМЫРХАНОВА

Генеральная прокуратура намерена усилить ответственность за экономические преступления с признаками теневой экономики, уровень которой по последним данным составляет 40% от ВВП страны.

Что имеем?

В период 2015-2016 года в производстве службы экономических расследований находилось 622 уголовных дела, связанных с экономической контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов. Прекращено при этом 111 дел, а в суд направлено 162 дела.

Как отмечают в Комитете государственных доходов Министерства финансов, наиболее распространенной схемой по уклонению от уплаты таможенных пошлин и сборов является ввоз на территорию республики товаров народного потребления и налогоемкие товары с использованием поддельных документов с заниженной стоимостью из КНР, Турции, ОАЭ и стран Прибалтики.

На территории же Таможенного союза, как правило, преступники совершают контрабанду с применением схемы «лжетранзита» товаров.

Что касается лжепредпринимательства, то согласно статданным, за последние два года наблюдается снижение количества дел данной категории с 3 077 дел в 2015 году до 2 541 в прошлом году. Пресечена деятельность 26 ОПГ в сфере лжепредпринимательства. Сумма ущерба по оконченным делам составила 83,4 млрд тенге, из которых возмещено 2,8 млрд тенге, наложен арест на имущество на сумму 10,7 млрд тенге.

По словам заместителя Генерального прокурора Марата Ахметжанова, зачастую в теневых схемах участвуют государственные служащие либо в качестве их инициатора, либо покровителя. В частности, только за прошлый год зарегистрировано 35 фактов покровительства должностными лицами субъектам теневой экономики. При этом чаще всего чиновники «покрывают» лжепредпринимателей (23 преступления) и игорный бизнес (4).

Возмещение взамен ответственности

Для снижения уровня незаконной и криминальной экономики Генеральная прокуратура предлагает законодательно закрепить понятия «теневая экономика» с соответствующим отражением в Уголовном кодексе квалифицирующих признаков экономических преступлений, к примеру – «способствование теневой экономике», «участие в теневой экономике». Это позволит усилить ответственность за экономические преступления с признаками теневой экономики, по аналогии с коррупционными, террористическими и экстремистскими преступлениями.

При этом к преступлениям в сфере теневой экономики предлагается отнести такие составы как незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, выписка счет-фактур без фактического выполнения, руководство финансовой пирамидой.

«Усиление ответственности в сфере теневой экономики позволит гуманизировать составы экономических правонарушений, не связанных с теневой экономикой», – сказал Марат Ахметжанов в сенате в ходе «круглого» стола на тему «Экономические преступления и закон: «Пороги либерализации».

Параллельно предлагается пересмотреть нормы налогового кодекса с тем, чтобы налоговые органы могли самостоятельно реализовывать свои фискальные функции и давать возможность налогоплательщику обжаловать их действия в порядке гражданского судопроизводства. Для этого предлагается изменить и основания проведения внеплановых проверок, которые должны проводиться по фиктивным сделкам налогоплательщика, а не по процессуальному решению в отношении лжепредпринимателя.

Материалы в правоохранительные органы должны передаваться только при установлении признаков уголовного преступления. Указанные меры позволят перенести вопросы возмещения укрытых налогов с орбиты уголовного процесса в сферу налогового администрирования, снизить давление на бизнес со стороны правоохранительных органов, – пояснил Марат Ахметжанов.

Кроме того, предлагается исключить лжепредпринимательство из сферы уголовного законодательства и вместо него ввести уголовную ответственность за незаконную регистрацию юридического лица на «подставных лиц» и незаконное использование документов для образования такого юрлица.

Генпрокуратура также предлагает дополнить ст.245 УК РК – уклонение от уплаты налогов – примечанием «о возможности освобождения организации от ответственности при уклонении от налогов впервые и при их добровольной уплате» по аналогии со статьями 236 (уклонение от уплаты таможенных пошлин) и 244 (уклонение от уплаты налогов физлицами). Это позволит ускорить возмещение причиненного ими государству ущерба.

В свою очередь заместитель председателя Комитета государственных доходов министерства финансов Тлеу Жангарашев предложил отойти от практики проведения проверок бизнеса в рамках уголовного дела в отношении лжепредприятий.

По его данным, сегодня в Казахстане из 70 тысяч плательщиков НДС более 35 тыс. являются контрагентами лжепредприятий. Уже назначены и согласованы прокурорами более 4 тысяч налоговых проверок, после которых на лицевой счет предприятия, как правило, начисляются определенные суммы задолженности. Что свидетельствует о том, что налоговый орган уже принял решение в отношении бизнесмена.

«Получается, априори данное юрлицо уже должно государству. Полагаем, что такой подход лишает уголовный процесс состязательности, так как предприятие еще официально не признано виновным, и на тот момент обычно только находится в статусе подозреваемого. А у него на счету уже числится налоговая задолженность, которую еще нужно оспаривать в суде», – сказал Жангарашев и добавил: «Доказательство вины фигурантов дела является задачей специалистов и экспертов. На наш взгляд, достаточно привлечение специалистов для определения ущерба по уголовным делам по лжепредпринимательству без проведения проверок бизнеса».

При этом главным основанием для освобождения от уголовной ответственности за экономические преступления, по его мнению, должно быть добровольное возмещение причиненного ущерба.

Позицию чиновников поддержал заместитель председателя правления Национально палаты предпринимателей «Атамекен» Рустам Журсунов.

«Сегодня в Казахстане всего 70 тыс. налогоплательщиков. Соответственно, если 35 тыс. из них находятся под подозрением правоохранительных органов, это фактически каждый второй предприниматель. И если будут возбуждаться уголовные дела по контрагентам лжепредприятий, то все будут вовлечены, что неминуемо приведет к банкротству тысяч компаний в стране и, соответственно, росту безработицы в текущей экономической ситуации», - подчеркнул он.

Для безболезненного выхода бизнеса «из тени» в легальную сферу НПП предлагает провести «налоговую амнистию» в отношении контрагентов лжепредприятий за совершенные правонарушения и различные недоимки, при условии уплаты ими 10% от неуплаченных сумм.

«Строго и недвусмысленно надо бизнесу дать понять, что скажем с 1 июля или сентября 2017 года игры с «обналом» закончились и впредь разговор будет строгим и коротким. Бизнес будет иметь возможность перестроиться под новые реалии, а государство начать работу по налоговому администрированию с чистого лица», – пояснил свою позицию Рустам Журсунов.

17 марта 03:06
SerikM
Все правильно, но должны работать все институты власти. Не получится обращениями, разъяснениями/воспитанием, повышением цифровой грамотности, временными акциями, комиссиями, поручениями, косвенно каральными методами и медленно разворачиваемыми нормами и законопроектами (что тоже нужно оперативнее) кардинально противостоять против коррупции, мафии, картелей, антиконкурентнных соглашений, синдикатов, кланов и внешними вредными таежными международными интеграциями. Выводятся с РК с распилом бюджетов десятки миллиардов ежегодно. (В борьбе с бессмертной коррупцией, картелю, синдикатами ни один судья, прокурор, следователь, журналист не пострадал, не расстреляли, не взорвали ! И Слава Аллаху!, как в сицилийской мафии сериала советских времен «Спрут» о комиссаре Коррадо Катани, или постоянное убийство журналистов на Украине Георгий Гонгадзе, Юрий Мазур, Павел Шеремет, Сергиенко, Олег Бузин, Ольга Мороз, Сергей Николаев, Дмитрий Лабудкин, Александр Курчинский и т д.... перечень большой и еще больше жертв с майданами, карманными судьями, … и так подставляться не стоит, а нужно как при Уотергейт, Иран-гейт с помощью пятой власти, средств массовой информации и общественности в обсуждении, в прениях каждого, журналистского собственного и частного расследования всех против всех, о злодеях и героев, разных хитрых схем с приключениями публично и информативно в масмедии методично, пусть критика общества, но это не значить принимать все к исполнению, - есть законы, бюджет, технические возможности, кодекс морали/чести, хотя можно от постоянной критики Чуркнутся даже в демократической международной ООН). Найдется тысяча объективных и других причин, ни один чиновник, администратор, комиссар, налоговый инспектор не может быть во всех областях технократом при интересных интересах, арестовать/уволить придут еще больше ловких, более опытных, более профессиональных гидры коррупции (коррупции есть всегда и везде, и в развитых демократических странах явная и невидимая в настоящем времени). В приоритете при едином публичном, информационно и без оплаты для каждого, доступном и через 100 лет, должна быть цифровая системная программы Е-декларирование, Е-гостендер, Е-таможня, Е-налоговая, Е-gov услуг, Smart site и т.д., общая доступного каждому централизованная по всем министерствам, ведомствам и компаниям для публичного обсуждения, для журналистского расследования, плюрализма мнений каждого, в тандеме с цифровой программой Е-декларированием не/движимого имущества и вкладов (не обязательно все население долго дорого действительно не реально), а только для начала несколько тысяч главных участников, - премьер/министров, начальников, управляющих, директоров, заведующих, их замов, топменеджеров, президентов компаний, судьев, прокуроров и других ответственных работников надзора и инспекции…). Сколько это будет стоить триллион доход от экономии бюджетов от всех коррупционных схем, тендерных закупок и продаж, более благополучное социальное общества, имидж, международная поддержка развитых государств. Прозрачность, чистота и особенно особ первых руководителей власти, прогресс в демократии, информационность, открытость тендерных и подрядных сделок, местных и республиканского бюджетов, по государственным предприятиям, ГЧП, государственным чиновникам и политикам по их доходам и расходам, в т.ч. на недвижимой и движимое имущество, инвестиционным и СРП договорам везде особенно в сырьевых отраслях необходимы как основа и условия против коррупционной деятельности, теневой экономикой, не смог публично доказать свой доходы и затраты верни награбленное, не выполнил обязательства по инвестиционным, тендерным и подрядным договорам верни убытки. Вывод растущей теневой экономики и коррупции разъяснительными мерами, временными комиссиями и каральными методами не имеют результатов (так коррупция и карманные судьи довела до негативных украинских событий 2014 года, майданы в Бухаресте против коррупционных указов, Сеуле...). Реформы против коррупции острые и в первую очередь из-за публичности, публичность необходима открытым, доступными в информационном пространстве, любыми системными и неординарными методами, на основе результативного опыта в других странах, с законодательным сопровождением и участью выбранных на конкурсной основе антикоррупционного органа. Любая возня и эксперименты с законами, инструкциями, нормативными документами разных агентств и с правоохранительными органами по реформированию, организации реформирования и программам ведет к зашориванию, перенасыщению нормативов и инструкций, путанице и далее уже не имеет значения, без прозрачной, публичной, доступной и понятливой политики, в отрыве от общества без обсуждения, плюрализма, широкой публикации, без прямых простых без всяких дополнительных инструкций законопроектов. « Никто до сих пор не придумал, как бороться с коррупцией, мафией, взятками, кумовством, теневой экономикой и вообще не справедливостью, - придумали демократию и свободу слова, публичность, доступность информации, открытость всего и всех, - ну такая не очень эффективная сразу, но и другого больше большего нигде и нет в старом мире (никто не придумал)». Далее реально нужен публичный, прозрачный, независимый антикоррупционный Прокурор, Спецследователи, и антикоррупционный Суд избранные на конкурсе, пропорционально 5-ти ветвям власти, проиллюстрированные общественностью, аттестованные и одобренные Парламентом, Президентом, деятельность которых направлена только на защиту государственного бюджета, очистка институтов власти от мафии, коррупционеров и прочих порочных связей, на основе верховенства права, опыта других стран, с законодательным сопровождением для работы совместно с международными такими же службами по возвращения украденных и не законно нажитых средств с оффшорных островов и стран, (окупаемость которых будет триллионы ежегодно). Так развитые страны развивают свои реформы, улучшают свое благосостояние и государственную стабильность в постоянном развитии своих демократических возможностей, так должно быть, так и повышается день за днем политическая, национально-патриотическая грамотность народов, молодежи, служащих госорганов и нам нельзя стоять
Ответить
Высказать свое мнение
Вопрос дня
Как Вы оцениваете проведение выставки ЭКСПО в Казахстане?
  • 1. Позитивно, это способствует повышению международного имиджа страны в мире

  • 2. Позитивно, это позволит привлечь иностранные инвестиции, заключить выгодные контракты

  • 3. Негативно, это неоправданная трата бюджетных средств

  • 4. Негативно, это не способствует повышению экономического уровня развития страны

  • 1. Позитивно, это способствует повышению международного имиджа страны в мире
    299

  • 2. Позитивно, это позволит привлечь иностранные инвестиции, заключить выгодные контракты
    150

  • 3. Негативно, это неоправданная трата бюджетных средств
    680

  • 4. Негативно, это не способствует повышению экономического уровня развития страны
    319

Цифра дня
0,4%
составила инфляция в Казахстане за июнь 2017 года
Цитата дня
В отношении России и Казахстана главная причина корреляции рубля и тенге – это сырьевой характер экономик валют. Одни и те же факторы определяют траектории тенге и рубля
Евгений Винокуров
директор Центра интеграционных исследований ЕАБР
Курсивъ в соцсетях
Новости партнеров
Loading...
Система Orphus
Войти на сайт
Через соц. сети:
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
Ваша оценка принята. Подождите...
Подождите...
Запись добавлена в избранное